ВС совершенствует примирительные процедуры в правосудии
Верховным судом (ВС) РФ разработан законопроект о совершенствовании примирительных процедур, направленный на более широкое внедрение в сферу правосудия способов урегулирования споров с использованием примирительных процедур, в том числе и примирения при содействии суда.
Поводом для разработки документа стала назревшая в обществе необходимость снижения конфликтности, чему, как считает ВС, будет способствовать возможность примирения в суде.
Как отметил ВС, в настоящий момент примирительные процедуры не используются в полной мере: например, за период с 2011 по 2017 год процедуры с участием медиаторов использовались судами общей юрисдикции при рассмотрении около 0,008% дел, а арбитражными судами – при рассмотрении только около 0,002% дел
По мнению ВС, препятствием тому, чтобы этот институт стал эффективным инструментом урегулирования споров, выступает разрозненность и излишняя лаконичность действующих норм о примирении сторон.
Разработанный законопроект предусматривает гибкую и многоплановую модель содействия суда примирению сторон спора.
Прежде всего, предусмотрена возможность начала примирительных процедур на любой стадии судебного процесса как по ходатайству стороны, так и по предложению суда. Вводится институт судебных примирителей. Участники спора могут инициировать проведение процедуры медиации на любой стадии рассмотрения дела. При этом у них появляется возможность выбрать посредника: медиатора или судебного примирителя, который утверждается судом.
В качестве судебных примирителей законопроект предлагает привлекать работников аппарата суда, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, а также судей в отставке.
Документом предусмотрена возможность суда по своей инициативе откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу, предложив сторонам использовать примирительную процедуру, в том числе с участием судебного примирителя.
Перечисленные действия могут совершаться судом в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных и публичных органов и чиновников, а также о взыскании обязательных платежей и санкций.
При этом законопроект исключает принуждение сторон к примирению – суд должен только предлагать им попытаться урегулировать спор самим, оценив все положительные стороны данного способа.
Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут взаимоприемлемого результата, то судебное разбирательство будет возобновлено.
В соответствии с законопроектом, примирительные процедуры могут проводиться и по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, в связи с чем предлагается расширить сферу действия закона о медиации, включив в нее споры, возникающие из административных и публичных правоотношений, в том числе связанным с предпринимательской и экономической деятельностью.
Документом предусмотрен широкий перечень возможных результатов примирения, куда входит мировое соглашение по всем требованиям или их части, частичный или полный отказ от иска, его частичное или полное признание, полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной или надзорной жалобы и представления, признание обстоятельств другой стороны, и иные соглашения, в том числе подписание письма-согласия на госрегистрацию товарного знака.
Новость опубликована на сайте Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).