ВС: размер упущенной выгоды от незаконного использования изобретения не может быть меньше размера доходов, полученных вследствие нарушения этого права
28 марта 2017 года Судебная коллегия (СК) по гражданским делам Верховного Суда (ВС) РФ удовлетворила кассационную жалобу на постановление президиума Ростовского областного суда, которым были отменены принятые по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Правообладатели патента на изобретение «Способ очистки растительных масел от восков» обратились в суд с иском к ОАО «Астон Продукты питания и пищевые ингредиенты» и руководителю филиала этого общества о взыскании в солидарном порядке убытков в размере 136 тыс. рублей.
По информации заявителей, ОАО «Астон» и руководитель Морозовского филиала этого общества незаконно без согласия истцов использовали в целях извлечения прибыли названное изобретение в технологическом процессе рафинации масел. В связи с этим, по мнению истцов, с ответчиков подлежали взысканию в солидарном порядке убытки в размере вознаграждения, которое истцы получили бы от ответчиков в случае заключения лицензионного договора о предоставлении ответчикам права использования изобретения.
Морозовский районный суд Ростовской области удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчиков в равных долях возмещение убытков. Это решение было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда.
Однако в июне 2016 года Президиум Ростовского областного суда отменил указанные судебные акты, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
СК по гражданским делам ВС РФ отменила обжалуемое постановление областного суда и направила дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции, указав следующее.
Президиум областного суда ошибочно счел, что размер упущенной выгоды от незаконного использования изобретения не может превышать сумму доходов, полученных причинителем вреда. СК подчеркнула, что размер упущенной выгоды лица, право которого нарушено, не может быть меньше размера доходов, полученных вследствие нарушения этого права.
Размер упущенной выгоды, связанной с незаконным использованием изобретения, не может быть меньше вознаграждения по лицензионному договору, который был бы заключен при обычных условиях.
Согласно заключению комплексной судебной патентно-технической и экономической экспертизы, в рассматриваемом деле упущенная выгода была рассчитана, исходя из размера вознаграждения по лицензионному договору, который при обычных условиях оборота был бы подписан сторонами на пятилетний срок.
Как указала коллегия ВС, по существу, Президиум областного суда дал содержащемуся в заключении расчету вознаграждения по лицензионному договору иную оценку, тем самым превысив свои полномочия.
С текстом Определения СК по гражданским делам Верховного Суда РФ, принятого по данному делу, можно ознакомиться по ссылке.