ФАС признала приобретение и использование бренда Black Friday недобросовестной конкуренцией
12 мая 2017 г., Комиссия ФАС России признала действия ООО «Блэк Фрайдэй» по приобретению и использованию товарного знака BLACK FRIDAY актом недобросовестной конкуренции, запрет на который предусмотрен частью 1 статьи 14.4 ФЗ «О защите конкуренции».
Дело о нарушении антимонопольного законодательства ФАС возбудила по заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) – объединения участников рынка электронной коммерции, куда, в числе прочих, входят Enter, KupiVIP, lamoda, Ozon, re:Store, М.Видео, Медиа Маркт-Сатурн, Связной, Спортмастер, OTTO, Эльдорадо, Юлмарт и др.
Ассоциация решила провести собственную «черную пятницу», что и послужило поводом для разногласий. В сентябре 2016 года АКИТ направила в ФАС заявление с просьбой пресечь нарушение законодательства о защите конкуренции.
«Мы действуем в интересах всего рынка и исходим из того, что есть общеупотребительные слова, как, например, Новый год. И когда какая-то компания пытается узурпировать эти словосочетания, — это, по меньшей мере, странно. Так же и в случае с «черной пятницей», которая во всем мире является синонимом распродаж», — пояснил президент АКИТ Алексей Федоров.
ФАС усмотрела факт недобросовестной конкуренции в приобретении и использовании ООО «Блэк Фрайдэй» исключительных прав на товарный знак BLACK FRIDAY в то время как на дату приоритета этого знака обозначение уже использовалось другими интернет-магазинами. В ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС было установлено, что обозначение BLACK FRIDAY является заимствованным и не является оригинальным для того перечня услуг, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак.
Как заявила начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Наталья Кононова, «Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия ведомства пришла к выводу, что регистрация ООО «Блэк Фрайдэй» товарного знака BLACK FRIDAY направлена, в первую очередь, на монополизацию рынка услуг интернет-площадок агрегаторов путем недопущения на него иных хозяйствующих субъектов».
Ранее коммерческий директор «Блэк Фрайдэй» Светлана Харабурова отмечала, что бренд Black Friday стал популярным в России именно благодаря деятельности ООО «Блэк Фрайдэй», которое организует в Рунете распродажи в формате «черная пятница» с 2013 года.
Тем не менее, как пояснила Наталья Кононова, «в соответствии с частью 2 статьи 14.4 закона о защите конкуренции и подпунктом 6 пункта 2 статьи 1512 Гражданского кодекса Российской Федерации такое решение Службы является основанием для признания правовой охраны товарного знака недействительной».
Новость опубликована на сайте Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС) России.