Арбитражный суд Москвы признал, что дипфейк может быть объектом авторского права
Компания «Бизнес-аналитика», которая без разрешения использовала чужое видео со сгенерированным нейросетью Киану Ривзом, проиграла в суде правообладателю ролика («Рефейс технолоджис») и осталась должна 500 тыс. рублей в качестве компенсации.
Ответчик настаивал, что видеоролик создан по технологии дипфейк (Deep-fake), то есть замены лица нейросетью, в связи с чем ролик не может являться объектом авторского права. Суд всё-таки признал, что при создании произведения была творческая составляющая, а нейросеть являлась лишь одним из инструментов для его создания:
«Доводы ответчика о том, что созданный видеоролик не является объектом авторского права по причине использования технологии Deep-fake отклоняются судом, поскольку технология Deep-fake — это дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания».
Сюжет ролика заключался в том, что сгенерированный нейросетью человек, который сильно похож на актёра Киану Ривза, многократно проверяет, выключил ли он утюг перед выходом из дома. В итоге он фотографирует бытовой прибор, но в итоге вовсе забирает его с собой.
Дело № А40-200471/2023
Изображение: PATRICK T. FALLON / GETTY IMAGES