СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Подтвержден отказ в иске создателей фильма по роману Стругацких «Понедельник начинается в субботу» к сценаристу Е. Ракше

28 Мая 2018
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
10 000

23 мая Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ отклонил кассационную жалобу участника экранизации романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» ООО «Тетерин Фильм» на принятые ранее по делу судебные акты, которыми заявителю было отказано в иске к сценаристу Евгению Ракше о признании исключительного права на сценарий и тритмент.

4 октября столичный арбитраж в ходе повторного рассмотрения дела отказал «Тетерин Фильм» в иске, 22 января это решение было оставлено в силе судом апелляционной инстанции.

При первом рассмотрении столичный 30 июня 2016 года арбитражный суд признал исключительное право ООО «Тетерин Фильм»  на тритмент, сценарий и фильм, а также на переработку краткого тритмента «Соловецкий Синдром» (название сценария к фильму) в объеме, использованном в тритменте и сценарии, созданных в рамках договора между сторонами.

26 сентября 2016 года апелляционный суд частично удовлетворил жалобу Ракши, подтвердив решение первой инстанции о признании исключительного права ООО «Тетерин Фильм» на тритмент и сценарий, но не на сам фильм.

Не согласивись с вынесенными по делу судебными актами, Ракша обжаловал их в СИП, который 2 февраля 2017 года отменил все судебные акты по этому делу и отправил его на новое рассмотрение в первую инстанцию.

С судебными актами, вынесенными по данному делу, а также с информацией о ходе движения дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.


Не только в России

Судебные войны за право на экранизацию романа Стругацких не ограничиваются только российскими судами.

Ранее ООО «Тетерин Фильм» и ЗАО «Крок» обратились в федеральный суд Калифорнии с запросом с заявлением о мошенничестве проживающего в США сценариста картины Евгения Ракшу.

По утверждению компаний, в декабре 2013 года ЗАО «Крок» выкупило права на экранизацию романа у членов семьи Стругацких, а позже договорилось о сотрудничестве с ООО «Тетерин Фильм», которое вело продюсерскую работу.

Как заявили создатели фильма, в соответствии с договоренностями, они выплатили Ракше за написание сценария 50 тысяч долларов. Однако Ракша заявил о своих правах на работу и потребовал выплатить ему еще 31 тысячу долларов, что создатели фильма расценили как «тщательно спланированное мошенничество» с целью вымогательства.

Создатели фильма подозревают, что в мошенничестве также принимают участие другие лица: в частности, компания Revolution Sun Studio, которую заявители считают однодневкой, а также юрист Майкл Рут, якобы выступающий в интересах Ракши, в реальном существовании которого создатели фильма сомневаются.

Создатели фильма в своем запросе в американский суд просят о содействии в получении показаний со стороны ряда физических и юридических лиц, в том числе самого Ракши.


Войны между братьями Ракша

Сценарий «Соловецкого Синдрома» выступил причиной конфликта между братьями Ракша: член Союза писателей Москвы Андрей Ракша заявлял о намерении взыскать со своего брата Евгения оплату работ по написанию сценария, а также компенсацию морального вреда.

Ранее мы сообщали о письме Андрея Ракши в адрес редакции ВЕСТНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЮРО ЭКСПЕРТИЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, из содержания которого следует, что Евгений Ракша, выступавший в указанном судебном споре как автор сценария, в действительности не принимал участия в создании данного произведения, не обладает авторскими правами в соответствии с законодательством РФ, не может признаваться его автором, у которого возникли бы исключительные права на сценарий и тритмент, и, как следствие всего вышеперечисленного, не может отчуждать права на них.

По утверждению Андрея Ракши, это он является подлинным автором сценария. По его словам, он написал сценарий для своего брата Евгения за вознаграждение. Однако, в нарушение договоренностей, после передачи рукописи Евгений не оплатил Андрею работу по созданию сценария. Кроме того, его имя было вычеркнуто с первой страницы произведения, и в качестве автора был указан Евгений Евгеньевич Ракша.

Автор письма подчеркнул, что все работы по написанию текста выполнил он, а его брат, соответственно, Евгений Ракша не внес творческого труда в создание произведения.

По словам писателя, о подлинном авторстве свидетельствуют «многочисленные черновики, наброски и оригиналы вариантов сценария», а также переписка с вложениями, осуществляемая между братьями в период с августа 2014 по декабрь 2015 гг. Также Андрей Ракша ссылается на авторские свидетельства о публикации материалов на странице сайта «Проза.ру».

Как отмечает Андрей Ракша, «Евгений Ракша не выполнил условия устной, исходя из родственных доверительных отношений, договоренности, заключенной между нами, в которую входили, как соответствующая оплата работы, так и обозначение меня перед заказчиком в качестве подлинного автора сценария».

В своем письме Андрей Ракша упоминает о еще одной аналогичной ситуации, касающейся сценария новогодней комедии «Новогоднее ревю» (рабочее название «Младенец в аэропорте»), который также был создан Андреем Ракшей по заказу Евгения Ракши.


                            

Может быть интересно