Рерайт 222 16
Мар

Круглый стол «Телепередачи и интеллектуальная собственность: правовая мозаика»

Защита прав на формат телепередачи как интеллектуальную собственность стала темой обсуждения участников круглого стола «Телепередачи и интеллектуальная собственность: правовая мозаика», организованного Российским национальным комитетом международной торговой палаты (ICC Russia) в партнерстве с международной Ассоциацией по признанию и защите форматов (FRAPA) и при поддержке Baker & McKenzie Moscow.

Телевизионные передачи часто оказываются похожими друг на друга, как близнецы, при этом на формат передач как таковой не распространяется авторское право. Как в этих условиях правообладатели могут отстоять свои права на интеллектуальную собственность?

Определение понятия «формата» телепередачи стало актуально после нашумевшего судебного разбирательства по поводу шоу «Точь-в-точь», запрета которого пыталась добиться испанская компания Gestmusic Endemol.

Летом 2014 года Gestmusic Endemol обратилась с иском к Первому каналу с требованием запрета показа телешоу. Свои требования испанцы аргументировали тем, что им принадлежат исключительные права на формат шоу перевоплощений Your face sounds familiar («Ваше лицо кажется знакомым»), а в шоу «Точь-в-точь», по мнению истца, использованы «практически все ключевые элементы» формата, принадлежащего испанской компании, включая «образы жюри».

В октябре 2014 года Арбитражный суд Москвы иск к Первому каналу полностью отклонил, вышестоящие суды оставили решение первой инстанции в силе.

Представители первого канала в ходе судебного разбирательства указали, что в российском законодательстве нет такого охраняемого объекта авторского права, как формат.

В ходе круглого стола этой теме было посвящено выступление руководителя направления Форматы ГТК «Телеканал «Россия» Екатерины Ивановой, которая внесла в вопрос ясность, указав, что формат – это совокупность как охраняемых по российскому законодательству элементов (логотипы, название, ключевые фразы, товарные знаки), так и не охраняемых (концепции, идеи, принципы, методы, способы). Защита интеллектуальной собственности на формат происходит через охраняемые элементы.

Докладчик отметила, что в России, появились и собственные, не заимствованные у иностранцев, оригинальные форматы: телешоу «Что? Где? Когда?», сериал «Кухня».

По мнению представителя юридической службы Первого канала Александра Боброва, формат как таковой не должен пользоваться правовой защитой: «Если мы сейчас решим, что формат, как набор концепций и идей, подлежит правовой охране, то, по большому счету, мы сделаем авторское право бесполезным. По той простой причине, что обладатель одной идеи — одно лицо. Никто другой на основании этой идеи не сможет создать новой идеи… Мы уничтожаем сразу свободу творчества автора», — отметил он.

Рассматривающий дело Gestmusic Endemol против Первого канала в рамках кассационной инстанции судья Суда по интеллектуальным правам Сергей Рогожин отметил: «Формат — такая вещь. Можно его закрепить (законодательно), а через три года мы придумаем что-то другое. Чем тяжело правовое регулирование, что ничего нельзя зарегулировать навсегда».

С другой стороны, как считает советник Baker & McKenzie CIS Дарья Ермолина, эффективные инструменты правовой защиты формата уже сейчас могут применяться правообладателями как через суд, так и через антимонопольную службу, используя закон «О защите конкуренции».

Как отметил старший юрист Baker & McKenzie CIS Дмитрий Семенов, Россия не является исключением в вопросах защиты формата: «Защита прав на форматы везде идет очень сложно», отметил он. Анализируя международную практику в отношении защиты форматов, Семенов отметил, что проще всего защищать форматы в Италии, сложнее всего — в Нидерландах, Великобритании и США.

Также в ходе круглого стола обсуждался ряд других вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью.

В частности, партнер Goltsbalt BLP LLP Елена Трусова рассказала о проблемах правовой охраны развлекательного контента. Она заострила внимание на проблемах его цитирования и пародий на его основе.

Выступление управляющего партнера «Кульков, Колотилов и партнеры» Максима Кулькова было посвящено охране фонограмм в составе аудиовизуальных произведений.

О деятельности международной Ассоциации по признанию и защите форматов (FRAPA) рассказала ее исполнительный директор Bianca Rootsaert, заключив, что «свои форматы приносят больше денег, чем украденные».

      x

      Напишите нам письмо

      x

      Спасибо!

      Наш оператор свяжется с вами в
      ближайшее время

      Предоставляя сведения пользователь даёт согласие на использование персональных данных