Позиция СИП: законодательство не предусматривает возможности признания на нескольких исключительных прав один и тот же товарный знак
17 февраля 2017 г. Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ отказал в удовлетворении искового заявления ООО «Холдинговая компания «Бизнесинвестгрупп» о признании недействительным решения Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака.
В апреле 2014 года истец подал в Роспатент заявку на регистрацию в качестве собственного товарного знака обозначения со словесным элементом «Южный сад».
Правовая охрана по указанной заявке испрашивалась для товаров и услуг 32-го класса (пиво, безалкогольные и фруктовые напитки, фруктовые сок, сиропы и прочие составы для изготовления напитков) и 33-го классов (алкогольные напитки за исключением пива) Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Роспатент отказал в регистрации данного товарного знака по мотивам ее несоответствия требованиям статей 1477 и 1481 ГК РФ.
Роспатент руководствовался тем, что заявитель уже является правообладателем тождественного товарного знака «Южный сад» в отношении совпадающих товаров 32-го и 33-го классов МКТУ.
В удовлетворении возражения заявителя против решения формальной экспертизы было отказано по тем же мотивам.
Заявитель, в свою очередь, ссылался на то, что ГК РФ не запрещает регистрировать два товарных знака с тождественными обозначениями в отношении идентичной продукции (работ, услуг) за одним лицом.
СИП поддержал позицию Роспатента, отметив следующее.
Исходя из подхода компании, разным лицам могут быть предоставлены исключительные лицензии на один и тот же товарный знак. Более того, предусмотренная ГК РФ возможность отчуждения товарного знака может повлечь существование двух тождественных знаков, принадлежащих разным лицам в отношении одних и тех же товаров, что прямо противоречит основной функции товарного знака — индивидуализировать продукцию (услуги) юрлиц или ИП.
Таким образом, законодательство не предусматривает возможности признания на один и тот же товарный знак нескольких исключительных прав, так как признание множества исключительных прав на один и тот же объект в пределах одной юрисдикции противоречило бы абсолютной природе исключительных прав и повлекло бы за собой невозможность обособления товарного знака как объекта гражданских прав и исключительных прав на него.
С мотивированным решением Суда по интеллектуальным правам, принятым по данному делу, можно ознакомиться по ссылке.