рерайт 99-1 04
Дек

ВС : размещение фотографии товара на сайте является введением его в оборот

Экономколлегия ВС РФ поставила точку в споре о размещении на сайте фотографии товара с товарным знаком правообладателя.

рерайт 99Антимонопольная служба расценила размещение дилером на своем сайте фотографий товара, маркированных товарным знаком правообладателя, без его разрешения, как факт недобросовестной конкуренции. Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ нарушений в этих действиях не нашел, так как, по его мнению, одно лишь предложение товара не означает его введение в оборот. Однако ВС РФ признал решение антимонопольной службы законным.

В 2008 году обществу «СибСпецПроект» изготовило электротехнические приборы по заказу компании «Дион». Последняя впоследствии реализовала готовую продукцию через дилера «Легион», который, в свою очередь, размещал информацию о товаре на своем сайте. Таким образом, на сайте дилера до 2013 года были размещены и фотографии приборов, на которых присутствовал товарный знак правообладателя – «СибСпецПроекта».

Правообладатель пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ведомство нашло в действиях «Легион» нарушение – введение в гражданский оборот на своем интернет-сайте продукции с нанесением на нее товарного знака без разрешения правообладателя. 17 апреля 2014 года ФАС признала дилера нарушившим п. 4 ст. 14 Закона о защите конкуренции.

«Легион» решил оспорить решение ФАС в суде. Первыми двумя инстанциями ему было отказано, поскольку, по их мнению, «Легион» и «СибСпецПроект» являются конкурентами, их рынки и виды их деятельности совпадают, а значит, потребители могли быть введены в заблуждение.

Но требования «Легиона» были удовлетворены СИП РФ, который признал решение ФАС недействительным. По мнению СИП, данный товар отсутствует в фактическом ассортименте дилера, а размещение на сайте фотографий продукции, изготовленной обществом «СибСпецПроект» с соответствующей маркировкой и с предложением о продаже не является введением товара в гражданский оборот и не входит в объективную сторону правонарушения, предусмотренного п. 4 ч. 1. Ст. 14 Закона о защите конкуренции.

«СибСпецПроект» и ФАС обратились с кассационными жалобами в Верховный суд РФ, и дело было передано на рассмотрение экономколлегии.

На заседании в ВС, состоявшемся в среду, 2 декабря, заявители настаивали на том, что предложение о продаже товаров, в том числе посредством рекламы или размещения информации в интернете, является одним из способов введения товара в гражданский оборот, что прямо следует из положений ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, согласно которой никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

По мнению заявителей, продвижение товара и его реклама является неотъемлемым этапом введения товара в гражданский оборот, на котором и осуществляется его индивидуализация с помощью товарного знака. Как заявил представитель «СибСпецПроекта», «не будет предложения – не будет и реализации».

Таким образом, по мнению заявителей, действия общества «Легион» являются актом недобросовестной конкуренции, противоречащий честным обычаям делового оборота, так как «Легион» находится в состоянии конкуренции с правообладателем. Поведение дилера, направленное на получение «необоснованных преимуществ», как заявил представитель «СибСпецПроект», может причинить ему убытки при продвижении его товара на рынке.

В свою очередь, представитель «Легиона» заявила о необходимости применения принципа исчерпания исключительных прав, предусмотренного статьей 1487 ГК РФ. «Легион» получил спорный товар от компании «Дион», а она, в свою очередь, – непосредственно от правообладателя на основании договора 2008 года, таким образом, «Дион» просто реализовал свое право собственности на товар – в том числе путем его продвижения на сайте дилера».

По словам представителя «Легиона», поведение «СибСпецПроекта»  является «классическим примером злоупотребления исключительным правом на товарный знак», так как «поставляя приборы по договору от 2008 года и проставляя на них свой товарный знак, общество («СибСпецПроект») просто не могло не знать, что «Дион» будет продвигать их и дальше. Товары на фотографиях – те же самые. Они не являются контрафактными».

На вопрос судьи о цели размещения фотографий на сайте юрист «Легиона» ответила, что «цель была в предложении товара. Но впоследствии товар перестал продаваться, а запись осталась. Ее забыли убрать».

В результате экономколлегия определила жалобу «СибСпецПроекта» удовлетворить, отменить постановление СИП, оставив в силе акты первой и апелляционной инстанций. Таким образом, решение антимонопольной службы признано законным.

      x

      Напишите нам письмо

      x

      Спасибо!

      Наш оператор свяжется с вами в
      ближайшее время

      Предоставляя сведения пользователь даёт согласие на использование персональных данных