СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Ответственность интернет-магазина за продажу контрафактного товара

23 Декабря 2015
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

В преддверии Нового года, с увеличением объемов продаж интернет-магазинов, особенно актуальным становится вопрос выбора поставщиков.

Рерайт 123-3По результатам опросов, 90% интернет-магазинов при выборе поставщика руководствуются низкой ценой. Однако следует обратить внимание и на другие факторы – есть риск столкнуться с контрафактом.

Согласно данным Федеральной таможенной службы, в 2015 году импорт контрафакта в Россию увеличился на 50%. За текущий год Федеральная таможенная служба выявила 14,2 млн единиц контрафактной продукции, что в два раза превышает показатели за 2013 и 2014 годы.

За год Федеральная таможенная служба передала в суд 721 административное дело, из которых 699 – за незаконное использование чужого товарного знака, а 22 – за нарушение авторских и смежных прав.

Приведенные данные должны заставить владельцев интернет-магазинов задуматься, не является ли товар, предлагаемый на их сайтах, контрафактным, что представляет для их бизнеса реальную угрозу.

Итак, что же понимается под контрафактной продукцией?

В действующей редакции ГК РФ (п. 4 ст. 1252) дается исчерпывающее определение контрафакта:

В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены Гражданским кодексом.

Нормы п. 1 ст. 1515 ГК РФ уточняют положения п. 4 ст. 1252 ГК РФ в отношении товарных знаков:

Рерайт 123-4«Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Следует разделять понятия контрафактного и фальсифицированного товара.

Контрафактный товар – товар, находящийся в обороте с нарушением гражданского законодательства.

Фальсифицированный товар – товар, сопровождаемый ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Таким образом, контрафактными являются товары, изготовление, любое использование (включая продажу), импорт, перевозка или хранение которых приводит к нарушению исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, выраженное в данных товарах.

То есть, главным критерием признания продукции контрафактной является связанное с нею нарушение интеллектуальных прав.

«Контрафакт» является довольно широким понятием, поэтому можно выделить следующие его типы:

  • Использование фирменного наименования или товарного знака, схожего, говоря языком закона, «до степени смешения» с широко известным товарным знаком. В этом случае недобросовестные производители незначительно видоизменяют известный товарный знак и распространяют его под видом оригинального, что вводит потребителя в заблуждение, так как можно спутать продукцию одного производителя с продукцией другого.
  • Использование чужого товарного знака без внесения в него изменений одновременно с копированием внешних черт товара.
  • «Пиратство» – продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя. В эту группу можно отнести и безвозмездный контрафакт – распространение таких произведений в сети Интернет.

Для иллюстрации приведенных фактов можно привести интересные факты из иностранной судебной практики

Рерайт 123-1Верховный суд США отказал в иске известному производителю украшений Tiffany and Co, который обвинял интернет-портал eBay в продаже контрафакта серебряных украшений под брендом Tiffany and Co.

Ответчик, в свою очередь, заявил, что делает все возможное, чтобы помешать размещению поддельной продукции на своем сайте и таким образом защитить свою репутацию. По данным ответчика, расходы eBay на специальные программы, способные обнаружить подделки, составляют около 20 млн долларов в год.

Иск Tiffany and Co был отклонен, так как он не подпадает под законодательство о товарных знаках.

Необходимо отметить, что eBay не первый раз обвиняется в реализации контрафактной продукции.

В 2009 году суд отказал компании L’Oreal в аналогичном иске к интернет-магазину. Но в 2008 году eBay проиграл спор с производителем товаров класса люкс LVMH, и его обязали выплатить компенсацию в размере €38 тыс.

Рерайт 123-5В России аналогичная практика тоже есть.

В частности, в сентябре 2015 года Арбитражный суд города Москвы запретил четырем компаниям использовать объекты интеллектуальной собственности Apple. Все четыре ответчика в разное время были операторами одного и того же интернет-магазина, через который под видом оригинальной продукции продавался контрафакт, в том числе устройства iPad и iPhone.

Истец представил в суд заключение эксперта Apple, согласно которому качество и исполнение смартфона, приобретенного в интернет-магазине, не соответствует оригинальному смартфону Apple.

Арбитражный суд удовлетворил требования истца и взыскал с каждого из ответчиков компенсации в размере от 100 тысяч рублей до 1 миллиона.

 

Итак, при выборе поставщика интернет-магазину необходимо:

  • Запрашивать у поставщика все сертификаты подлинности на продукцию.
  • Если хотя бы раз был выявлен факт поставки контрафактного товара – прекратить с таким поставщиком все договорные отношения.

 

Будьте бдительны и помните: интернет-магазин несет ответственность за продажу потребителям контрафактного товара.

Может быть интересно

Наверх