Внук поэтессы отсудил 200 тыс. руб. у McDonald’s за использование в рекламе стихов бабушки
Тверской суд Москвы суд частично удовлетворил исковые требования внука поэтессы Аделины Адалис Ивана Сергеева к ЗАО «Макдональдс Москва», ООО «Макдональдс», ООО «Снегири-музыка» (изготовитель рекламы) и ООО «Стар-Ричардс» (рекламная компания-заказчик) о взыскании компенсации за использование в рекламе сети фаст-фуда McDonald’s стихотворения, правообладателем которого является истец.
В качестве соответчиков также были указаны крупнейшие российские телеканалы: «ТНТ-Телесеть», «Телеканал ТВ3», Телекомпания Пятница, «ТРК ВС РФ «Звезда», «Акцепт» (телевизионный канал РЕН ТВ).
В марте 2015 года по заказу McDonald’s был снят и показан по ряду телеканалов рекламный клип, в котором звучала песня «Последняя поэма» на стихи индийского поэта Рабиндраната Тагора в русском переводе Аделины Адалис.
Согласно российскому законодательству, потомки автора произведения являются правообладателями в течение семидесяти лет после его смерти, однако со стороны ответчиков никто не получил разрешения Сергеева.
Данное обстоятельство побудило истца обратиться в суд.
Первоначально сумма иска составляла 35 миллионов рублей, но впоследствии была снижена до пяти миллионов рублей.
Суд обязал компанию McDonald’s выплатить истцу компенсацию в размере 200 тысяч рублей за неправомерное использование в рекламе стихотворения бабушки, сочтя сумму компенсации в пять миллионов рублей необоснованной.
Кроме того, суд обязал ответчиков опубликовать копию решения на своих порталах в сети интернет.
В иске в российским телеканалам суд Сергееву отказал.
Как пояснила в ходе заседания представитель истца, «Рекламные ролики демонстрировались по телевидению не менее тысячи раз, а при создании только одного видеоролика авторские права на произведения Адалис были нарушены восемью способами». Кроме того, произведение было незаконно переработано и искажено — к нему был добавлен видеоряд в виде продукции фаст-фуда.
В свою очередь, представитель ответчика «Стар-Ричардс», заявила, что на момент создания рекламных роликов, копирайтеры исходили из того, что единственной наследницей в отношении прав на произведения являлась дочь Адалис Юлия Сергеева. Также была поставлена под сомнение разумность суммы исковых требований.
Представители телеканалов в своих выступлениях обращали внимание на то, что рекламные ролики, транслируемые в эфире, поступают на канал от создателей соответствующих аудиовизуальных произведений с заверением о «юридической чистоте материалов».
Представитель Сергеева сообщила о намерении обжаловать данное решение суда.