Позиция президиума СИП: общеизвестность товарного знака может следовать не только из непрерывности или интенсивности его использования.
Роспатент обжаловал в Верховный суд постановление президиума СИП, отменившего отказ Роспатента в признании обозначения «UAZ» общеизвестным.
Роспатент обратился в Верховный суд РФ с жалобой на постановление Суда по интеллектуальным правам (СИП), признавшего недействительным решение Роспатента об отказе в признании обозначения «UAZ» общеизвестным в России товарным знаком и обязавшим патентное ведомство повторно рассмотреть заявление ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ).
Как следует из материалов дела, УАЗ обратился в Роспатент с заявлением о признании словесного обозначения «UAZ» общеизвестным в РФ товарным знаком в отношении товара 12-го класса (автомобили) Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) с 1 января 2008 года.
К заявлению автомобильного завода были приложены доказательства широкой известности обозначения в России: сведения об истории предприятия, его учредительные документы; сведения о заводе и его продукции в сети Интернет; копии страниц из журналов; руководство по эксплуатацию автомобиля «UAZ PATRIOT»; материалы по оценке товарных знаков и т.д.
Известность обозначения российским потребителям заявитель подтвердил отчетами о социологическом опросе и маркетинговом исследовании.
Свой отказ в признании обозначения общеизвестным в России товарным знаком Роспатент обосновал тем, что представленные материалы не содержат в себе сведений, позволяющих установить на 1 января 2018 года либо в период, предшествующий указанной дате, наличие на российском автомобильном рынке какой-то существенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию УАЗ, индивидуализируемую рассматриваемым товарным знаком.
Отказ Роспатента в удовлетворении заявления УАЗ стал поводом для обращения завода в СИП.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, оставив решение Роспатента без изменения.
УАЗ обратился в президиум СИП с кассационной жалобой, которая 4 июня была удовлетворена обжалуемым постановлением.
Президиум СИП, принимая обжалуемое постановление, пришел к выводу, что Роспатент ошибочно посчитал, что представленные заявителем доказательства свидетельствуют лишь о фрагментарном использовании спорного обозначения, поскольку в большинстве случаев маркировка продукции УАЗ выполняется буквами русского алфавита.
По мнению кассационной инстанции, общеизвестность товарного знака может следовать не только из непрерывности или интенсивности его использования, поскольку для вывода о том, что заявленное обозначение является общеизвестным, правовое значение имеют его узнаваемость широкими кругами потребителей и ассоциирование с источником происхождения товаров с использованием этого средства индивидуализации.
С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.