ВС РФ подтвердил законность приказа о передаче в ФСБ информации для декодирования сообщений интернет-пользователей
20 марта Верховный Суд (СВ) РФ отказал мессенджеру ТЕЛЕГРАМ в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании приказа ФСБ РФ от 19 июля 2016 г. № 432 «Об утверждении Порядка представления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в Федеральную службу безопасности Российской Федерации информации, необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”»
ВС пришел к выводу, что установленный оспариваемым приказом порядок передачи в ФСБ России сведений для расшифровки интернет-сообщений не нарушает права граждан.
Как отмечается в решении ВС РФ, информация, о которой идет речь, не относится к сведениям ограниченного доступа и не составляет тайну сообщений, переписки.
Указанный порядок, как отметил ВС РФ, устанавливает исключительно организационные основы представления информации, обязанность по передаче которой предусмотрена пунктом 4.1 статьи 10.1 Закона об информации, и не возлагает на организаторов распространения информации иных обязанностей.
ВС подчеркнул, что информация, необходимая для декодирования электронных сообщений, не отнесена федеральными законами к информации ограниченного доступа. «Данная информация не составляет охраняемой Конституцией Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации законами тайны сообщений, переписки, а соответственно, в отношении ее не установлены законодательством Российской Федерации особые условия и порядок доступа к ней», — отмечено в решении.
Регламентируемый оспариваемым приказом порядок не содержит требования о передаче организаторами распространения информации в ФСБ России электронных сообщений и информации о факте их приема-передачи, т.е. информации, составляющей тайну переписки.
Приказ не устанавливает порядка получения органами безопасности информации, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации тайну, тем более иного порядка доступа к такой информации, чем тот, который закреплен в Конституции Российской Федерации и названных федеральных законах, и не может нарушать прав граждан и организаторов распространения информации.
Поскольку установленный приказом порядок доступа к такой информации не отличается от закрепленного в Конституции РФ и федеральном законодательстве, оспариваемый приказ не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает конституционные права граждан, — резюмировал ВС.
Кроме того, ВС РФ отметил, что форма и порядок введения в действие оспариваемого приказа также не нарушались. В частности, общественное обсуждение проекта приказа не проводилось, поскольку он был разработан во исполнение поручения Президента, и срок его разработки не превышал 20 календарных дней.
С текстом решения ВС РФ можно ознакомиться на Информационно-правовом портале ГАРАНТ.РУ.