СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Борьба за права на фильм по роману братьев Стругацких продолжается

05 Октября 2017
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
10 000

27 сентября столичный арбитраж отказал ООО «Тетерин Фильм», участнику экранизации романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в иске к сценаристу Евгению Ракше о признании исключительного права на тритмент, сценарий и фильм.

Пока опубликована только резолютивная часть решения.

Это решение арбитражного суда первой инстанции было принято при повторном рассмотрении дела.

2 февраля Суд по интеллектуальным правам (СИП) отменил судебные акты, принятые ранее по иску.

Ранее арбитражный суд удовлетворил исковые требования ООО «Тетерин Фильм», признав исключительное право истца на тритмент, сценарий и фильм, а также на переработку краткого тритмента «Соловецкий Синдром» (название сценария к фильму) в объеме, использованном в тритменте и сценарии, созданных в рамках договора между сторонами.

Суд апелляционной инстанции изменил это решение арбитража, подтвердив законность решения о признании исключительного права истца на тритмент и сценарий, но отказав в удовлетворении иска о признании исключительного права на фильм.

Ракша, не согласившись с выводами судов, обратился в СИП с кассационной жалобой, в которой отметил, что, по его мнению, суды, признав за истцом исключительное право на переработку краткого тритмента «Соловецкий синдром» в объеме, использованном в тритменте и сценарии, созданных в рамках договора авторского заказа, нарушили положения статьи 1226, пункта 3 статьи 1228, статей 1229, 1260, 1270, 1286 ГК РФ.

Заявитель кассационной жалобы обратил внимание на то, что, несмотря на отчуждение в пользу истца исключительных прав на тритмент и сценарий, созданные по договору авторского заказа, ответчик не утратил исключительных прав на краткий тритмент «Соловецкий Синдром», таким образом, права на переработку краткого тритмента «Соловецкий Синдром» и возможность любым другим образом использовать данное произведение принадлежат исключительно ответчику.

С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.

Разбирательство в российских судах имеет предысторию: ранее компании-участники в экранизации романа Стругацких ООО «Тетерин Фильм» и ЗАО «Крок» обратились в федеральный суд Калифорнии с запросом, заподозрив проживающего в США сценариста картины Евгения Ракшу в мошенничестве.

По утверждению заявителей, в декабре 2013 года ЗАО «Крок» выкупило права на экранизацию романа у членов семьи Стругацких, а позже договорилось о сотрудничестве с ООО «Тетерин Фильм», которое вело продюсерскую работу.

Как заявили создатели фильма, в соответствии с договоренностями, они выплатили Ракше за написание сценария 50 тысяч долларов. Однако Ракша заявил о своих правах на работу и потребовал выплатить ему еще 31 тысячу долларов. Эту ситуацию создатели фильма расценивают как «тщательно спланированное мошенничество» с целью вымогательства.

Создатели фильма подозревают, что в мошенничестве также принимают участие другие лица: в частности, компания Revolution Sun Studio, которую заявители считают однодневкой, а также юрист Майкл Рут, якобы выступающий в интересах Ракши, в реальном существовании которого создатели фильма сомневаются.

 

Брат на брата: войны за сценарий

Как оказалось, претендентов на исключительное право на сценарий «Соловецкий Синдром» больше.

В частности, сценарий  выступил причиной конфликта между братьями Ракша: Евгением и Андреем. Член Союза писателей Москвы Андрей Ракша намерен взыскать со своего брата Евгения оплату работ по написанию сценария, а также компенсацию морального вреда.

Ранее мы сообщали о письме Андрея Ракши в адрес редакции ВЕСТНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЮРО ЭКСПЕРТИЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, из содержания которого следует, что Евгений Ракша, выступавший в указанном судебном споре  как автор сценария, в действительности не принимал участия в создании данного произведения, не обладает авторскими правами в соответствии с законодательством РФ, не может признаваться его автором, у которого возникли бы исключительные права на сценарий и тритмент, и, как следствие всего вышеперечисленного, не может отчуждать права на них.

Андрей Ракша утверждает, что это он является подлинным автором сценария. По его словам, он написал сценарий для своего брата Евгения за вознаграждение. Однако, в нарушение договоренностей, после передачи рукописи Евгений не оплатил Андрею работу по созданию сценария. Кроме того, его имя было вычеркнуто с первой страницы произведения, и в качестве автора был указан Евгений Евгеньевич Ракша.

Как подчеркнул автор письма, все работы по написанию текста выполнил он, а его брат, соответственно, Евгений Ракша не внес творческого труда в создание произведения.

По словам писателя, о подлинном авторстве свидетельствуют «многочисленные черновики, наброски и оригиналы вариантов сценария», а также переписка с вложениями, осуществляемая между братьями в период с августа 2014 по декабрь 2015 гг. Также Андрей Ракша ссылается на авторские свидетельства о публикации материалов на странице сайта «Проза.ру».

А. Ракша упоминает в своем письме о еще одной аналогичной ситуации, касающейся сценария новогодней комедии «Новогоднее ревю» (рабочее название «Младенец в аэропорте»), который также был создан Андреем Ракшей по заказу Евгения Ракши.

Андрея Ракша считает результатом исключительно своего творческого труда следующие произведения, права на которые он намерен отстаивать в суде:

— краткий тритмент «Соловецкий синдром»;

— расширенный тритмент «Соловецкий синдром»;

— окончательный вариант сценария «Соловецкий синдром» (Понедельник начинается в субботу);

— тритмент «Младенец в аэропорте»;

— сценарий «Новогоднее ревю».

Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Может быть интересно