СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

ВС РФ: особенности использования в предвыборной агитации цитат из литературных произведений, фотографий достопримечательностей, эмблем партий и соцсетей

26 Декабря 2017
kinopoisk.ru
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

Верховным судом (ВС) РФ подготовлен обзор судебной практики по защите избирательных прав, в котором, в частности, разъясняются особенности использования  в предвыборной агитации цитат из известных литературных произведений, фотографий достопримечательностей, фрагментов карты, эмблем партий и соцсетей.

ВС указал на возможность использования кандидатами при агитации цитат из известных романов, если эти произведения уже стали общественным достоянием.

В данном случае ВС сослался на судебный спор, когда истец просил отменить регистрацию кандидата, использовавшего в своей предвыборной кампании отрывки из романа Николая Островского «Как закалялась сталь».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, — отметил суд. Как отмечается в обзоре, в соответствии со ст. 1282 ГК РФ после прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения при этом охраняются законом.

Поскольку роман «Как закалялась стать» обнародован при жизни автора, а после его смерти прошло более семидесяти лет, это произведение перешло в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Таким образом, использование отрывков из романа Н. Островского не могло быть признано нарушением законодательства об интеллектуальной собственности.

Что касается фотографий достопримечательностей, то, как отметил ВС, само по себе их использование не нарушает требований законодательства РФ об интеллектуальной собственности.

В качестве примера в обзоре приводится судебный спор по иску к кандидату, использовавшему в агитационном печатном материале фотографии с изображениями достопримечательностей города.

В удовлетворении иска было отказано из-за отсутствия доказательств, подтверждающих факт принадлежности какому-либо лицу прав на фотографические изображения, использованные кандидатом.  

Таким образом, как пояснил ВС, для привлечения к ответственности за использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя необходимо доказать, что чьи-либо авторские права действительно были затронуты.

В обзоре также разъясняется возможность использования в агитационных материалах изображений фрагментов карты субъекта РФ.

ВС ссылается на дело по иску к одному из кандидатов, в предвыборных материалах которого использовался фрагмент карты, который ранее был опубликован в атласе дорог.

Суды не нашли в данном факте нарушения интеллектуального законодательства. «Судом установлено, что по заказу кандидата изготовлены агитационные печатные материалы, в которых в качестве фоновой графической основы размещены изображения фрагмента карты субъекта РФ, использование которых носит информационный характер. При этом названные изображения не совпадают в полном объеме с картой из атласа автодорог, на которую ссылался административный истец», – отмечается в обзоре.

Также ВС указал, что кандидатами могут быть использованы зарегистрированные товарные знаки социальных сетей с согласия правообладателей этих товарных знаков.

В обзоре ВС ссылается на дело по иску о снятии кандидата с предвыборной гонки за использование при агитации логотипов и названий социальных сетей «ВКонтакте» и «Твиттер». Поскольку судом было установлено, что кандидат получил согласие правообладателей на участие их товарных знаков в предвыборной агитации, суды пришли к выводу об отсутствии нарушения законодательства об интеллектуальной собственности со стороны кандидата.

Относительно использования эмблем политических партий ВС пояснил, что на них распространяется правовая охрана только в том случае их регистрации в качестве товарного знака.

В обзоре ВС РФ также указано, что в статье 1225 Гражданского кодекса России закреплен исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.

Новость опубликована на сайте Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ).

Может быть интересно

Наверх