СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

СИП: авторское вознаграждение должно взыскиваться в пользу авторов музыкальных произведений, а не в пользу РАО

15 Июля 2019

СИП подтвердил отказ РАО в иске к киносети «Премьер зал» о взыскании авторского вознаграждения за саундтреки к фильмам. Суды пришли к выводу, что материальными истцами являются авторы музыкальных произведений, а РАО —  лишь процессуальным истцом.

2 июля Суд по интеллектуальным правам (СИП) отказал РАО в удовлетворении кассационной жалобы на отказ в иске к ООО «Киномир» (киносеть «Премьер зал») о взыскании авторского вознаграждения за саундтреки в показанных в кинотеатрах сети фильмах. 

РАО просило суд взыскать с ответчика вознаграждение в размере 383 тысяч рублей за саундтреки в фильмах, большую часть которых составили американские кинокартины: «Миньоны», «Мстители: Эра Альтрона», «Форсаж 7», «Головоломка. Лава», «Терминатор: Генезис» и другие.

Суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме. Однако апелляция отменила это решение и отказала в иске, согласившись с доводом ответчика, что по законодательству США музыка в американских фильмах принадлежит не самим композиторам, а киностудиям. В России же, в соответствии с положениями ГК РФ, владельцами музыки выступают физлица, с которыми у РАО заключены прямые договоры.

РАО настаивало на том, что выплата авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений носит компенсационный характер, поскольку названное вознаграждение, по его мнению, является обязательным платежом, предусмотренным законом.

Как указал суд апелляционной инстанции, материальными истцами являются авторы музыкальных произведений, в защиту прав которых предъявлен иск, тогда как РАО, выступая лишь процессуальным истцом в настоящем деле, принципиально требовало взыскать общую сумму авторского вознаграждения в свою пользу, а не в пользу конкретных авторов музыкальных произведений (материальных истцов), не определяя при этом всех авторов музыкальных произведений, использованных в фильмах, и соответствующую сумму вознаграждения, причитающуюся каждому из них.

С подробной информацией о ходе рассмотрения дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел. 

Как пояснил генеральный директор «Премьер зала» Владимир Петелин, компания перечисляет дистрибьюторам американских фильмов 50% сборов. Часть выплаченных средств, в свою очередь, перечисляется зарубежным студиям, которые являются владельцами прав на саундтреки.

Руководитель управления сборов вознаграждения РАО Петр Миленин, в свою очередь, отметил, что РАО не делит правообладателей на российских и иностранных и защищает интересы всех авторов. При этом он напомнил, что обязанность кинотеатров выплачивать вознаграждения авторам музыки как российских, так и зарубежных фильмов много раз утверждена решениями арбитражных судов.

Комментируя это нетипичное, по мнению многих специалистов, разрешение спора, омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов отметил, что данное судебное решение поставило под сомнение норму ГК РФ, которая определяет иностранных авторов на территории России по закону страны возникновения права.

Новость опубликовала ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ

Может быть интересно

Наверх