СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Позиция СИП: при регистрации объемного обозначения в качестве товарного знака важны критерии оценки различительной способности

30 Августа 2017
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

8 июня Суд по интеллектуальным правам (СИП) признал недействительным решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака, сославшись на  отсутствие мотивов, которыми руководствовался Роспатент при принятии решения.

ООО «Золотые узоры» обратилось в СИП с заявлением о признании недействительным решения Роспатента, отказавшего в удовлетворении возражения против приятого Роспатентом решения об отказе в государственной регистрации объемного товарного знака в отношении товаров 14-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ) и обязании Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Обосновывая свои требования, заявитель отметил, что Роспатентом при принятии оспариваемого ненормативного правового акта не были учтены положения пункта 2.7 Рекомендаций по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений, утвержденных приказом Роспатента от 23.03.2001 No 39.

В частности, как указал заявитель, Роспатент не принял во внимание паспорт ювелирного изделия, подтверждающий новизну и оригинальность заявленного на регистрацию в качестве товарного знака объемного обозначения.

При этом заявитель пояснил, что сведениями из открытых источников в сети Интернет подтверждается факт того, что заявленное на регистрацию в качестве товарного знака объемное обозначение не используется иными производителями в отношении товаров 14-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Кроме того, заявитель сослался на наличие широкой практики в использовании реалистичных изображений драгоценных украшений в сфере рекламы для продвижения соответствующих товаров третьим лицам, которые, по мнению заявителя, могут выполнять функции товарного знака, поскольку занимают доминирующее положение в рекламе этих украшений.

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, заявитель полагает, что своим отказом в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака Роспатент неправомерно ограничил его права на использование своего результата интеллектуальной деятельности в экономической сфере.

СИП, удовлетворяя требования ООО «Золотые узоры», не согласился с выводами Роспатента, отметив следующее

На регистрацию было заявлено обозначение, представляющее собой трехмерное реалистичное изображение ювелирной продукции (кольца, сережки, подвески).

Судебная коллегия СИП пояснила, что по общему правилу, если форма обозначения определяется исключительно или главным образом функциональностью, является традиционной и безальтернативной для изделий такого же назначения, обозначение нецелесообразно признавать обладающим различительной способностью.

При оценке различительной способности объемных обозначений существенное значение имеет вопрос о том, в результате чего возникла подобная форма — обусловлена она только функциональным назначением или является также следствием оригинального исполнения, придающего различительную способность.

Как отметил СИП, из оспариваемого решения Роспатента не ясно, какими критериями он руководствовался, делая вывод о том, что особенности выполнения группы товаров — группы ювелирных изделий (кольца, сережки, подвески), делают их оригинальными, при этом относятся только к дизайнерскому решению внешнего вида данных ювелирных изделий и характеризуют только сами эти ювелирные изделия, но вместе с тем не делают оригинальным сам товарный знак.

Также, как отметил СИП, Роспатент в оспариваемом решении не указал, наличие каких именно признаков в спорном обозначении, заявленном на регистрации в качестве товарного знака, не придает оригинальности спорному обозначению.

Кроме того, СИП указал на отсутствие анализа того, какие элементы, признаки группы этих ювелирных изделий могут или не могут привлекать зрительное внимание рядового потребителя, учитывая, что трехмерное изображение такой группы ювелирных изделий (в данном случае вид с разных ракурсов), является реалистическим изображением самих товаров.

Таким образом, СИП пришел к выводу, что оспариваемое решение Роспатента не содержит каких-либо выводов о наличии или отсутствии конкретных критериев, условий, признаков принимая во внимание которые патентное ведомство отказало заявителю в удовлетворении возражения.

На этом основании судебная коллегия отменила оспариваемое решение Роспатента и обязала патентное ведомство повторно рассмотреть возражение ООО «Золотые узоры».

С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.

Может быть интересно

Наверх