Позиция СИП: обозначение может быть признано оскорбительным только если потребители воспринимают его таковым
СИП отказался признать товарный знак «РУССКАЯ ВАЛЮТА», используемый при производстве алкогольной продукции, оскорбительным для россиян
20 марта Суд по интеллектуальным правам (СИП) отказал в признании недействительным решения Роспатента об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны словесному товарному знаку «РУССКАЯ ВАЛЮТА» в отношении товаров 32-го (пиво, безалкогольные напитки) и 33-го (водка и другие алкогольные напитки) классов Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).
Гражданин обратился в СИП с заявлением о признании недействительным решения Роспатента, в соответствии с которым оставлена в силе правовая охрана словесного товарного знака «РУССКАЯ ВАЛЮТА», зарегистрированного на имя ОАО «Татспиртпром», в дальнейшем переименованного на АО «Татспиртпром».
Данное требование было мотивировано тем, что оспариваемый товарный знак противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали. В связи с этим, по мнению заявителя, оспариваемое решение Роспатента противоречит требованиям пункта 3 статьи 6 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
В обоснование своего требования заявитель указал, что оспариваемый товарный знак порождает в сознании потребителей предоставление о том, что денежной единицей в России является алкогольная продукция, что алкогольная продукция – это ценность для россиян, в связи с чем данное обозначение негативно сказывается на репутации России, ее граждан, государственных органов, а также популяризирует алкогольную продукцию.
Кроме того, заявитель отметил, что данный товарный знак ассоциируется с негативным в истории России периодом, а именно: с периодом распада СССР, для которого было характерно использование водки в качестве средства платежа.
Таким образом, по мнению заявителя, предоставление правовой охраны данному товарному знаку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
СИП, отказывая в удовлетворении заявления, согласился с Роспатентом, оставившего охрану оспариваемого товарного знака в силе.
Судебная коллегия напомнила, что для признания товарного знака противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали необходимо установить, что товарный знак при его восприятии значительной частью общества является оскорбительным или носит в себе призывы антигуманного характера.
Оценка обозначений с этой точки зрения во многом связана как с общепринятыми мировыми стандартами морали, так и национальными традициями и культурой, — отметил СИП.
Между тем, заявителем возражения не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемый товарный знак в представлении значительной части российского общества является оскорбительным или носит в себе призывы антигуманного характера.
Также заявителем не были представлены доказательства (например, акты судов и государственных органов исполнительной власти), свидетельствующие о недопустимости использования АО «Татспиртпром» обозначения «РУССКАЯ ВАЛЮТА» при маркировке алкогольной продукции.
С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.