Ростовский суд ждет приезда мировых звезд за получением компенсации
Арбитражный суд Ростовской области вынес по ряду исков о защите авторских прав заведомо невыполнимые решения, согласно которым зарубежные музыканты должны лично явиться за взысканным вознаграждением.
Ростовский арбитражный суд поражает абсурдными судебными актами, вынесенными по делам о защите авторских прав.
В частности, 31 июля 2018 года по иску Российского Авторского Общества (РАО) арбитражный суд взыскал компенсацию с ООО «Вестджим Ростов» за незаконное исполнение в местном фитнес-клубе композиций музыканта Рэнди Джексона (родного брата Майкла Джексона). При этом в исполнительном листе в качестве взыскателя денежных средств в размере 20 тысяч рублей указан именно Рэнди Джексон.
Суд не пояснил, каким образом может быть исполнен данный судебный акт, поэтому, как можно предположить, в ростовском суде до сих пор ждут визита Джексона.
По другому решению ростовского арбитража был частично удовлетворен иск РАО о взыскании с ООО «ДМР» компенсации за публичное исполнение в гриль-баре «Мясо и солод» композиций «Stereolove» (авторы CornevaVictoria, IlieEduardMarian) и «Fragilidad» (автор LiviRoberto, SumnerGordonMatthew). Суд взыскал по 10 тысяч рублей компенсации за каждый факт нарушения.
Однако в соответствии с вынесенными ростовским арбитражем судебными актами для получения компенсации членам американского авторского общества ASCAP (The American Society of Composers, Authors and Publishers) и британского авторского общества PRS (Performing Right Society Limited), представляющим интересы музыканта Стинга и румынского исполнителя Эдварда Майя, надлежит явиться лично.
РАО обратилось в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, которая была отклонена.
Генеральный директор Международной конфедерации авторско-правовых организаций (CISAC) Гади Орон обратился в Верховный суд РФ, напомнив, что «Российская Федерация ратифицировала ряд международных соглашений, включая Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Соглашение Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности («ТРИПС»). Орон подчеркнул, что в соответствии с этими соглашениями Россия должна уважать принцип «национального режима», согласно которому иностранные авторы, которые являются гражданами стран, присоединившихся к Бернской конвенции/ Соглашению ТРИПС, должны пользоваться тем же уровнем защиты, которым наделены российские авторы в соответствии с российским законодательством. Привлечение иностранных обществ коллективного управления правами и/или иностранных правообладателей к участию в делах в рамках российского судопроизводства противоречит логике коллективного управления правами и повлечет за собой существенные издержки для правообладателей и для организаций по управлению правами на коллективной основе, что прямо ущемит права представителей мирового авторского сообщества.
РАО является членом CISAC, выступая, как и другие члены этой международной организации, в качестве универсального представителя, который фиксирует факт незаконного использования произведений, проводит претензионную работу, полностью осуществляет ведение дел в суде, а затем перечисляет авторам (правообладателям) взысканные денежные средства.
Таким образом, судебные процессы происходят без непосредственного участия авторов или правообладателей. Именно в этом состоит смысл множества соглашений, заключенных между государствами-членами наднациональной организации CISAC.
Кроме того, в 2011 году между PRS и РАО был заключен договор о совместном представительстве, в соответствии с которым в обязанности РАО, как полномочного представителя PRS на территории РФ, помимо прочего, входит представительство в суде, а также сбор любых компенсаций, причитающихся за исполнение в пользу правообладателя.
Подобные соглашения РАО заключило с обществами коллективного управления правами (ОКУП) по всеми миру: ASCAP (США), SACEM (Франция), GEMA (Германия), JASRAC (Япония) и пр.
Между тем, российский суд по каким-то причинам упорно игнорирует тот факт, что иностранные авторские общества официально уполномочили осуществлять действия по защите прав авторов на территории России Российское авторское общество (РАО).
Новость опубликовала Комсомольская правда.