СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

ШОКИРУЮЩИЕ ПОДРОБНОСТИ ПО ДЕЛУ ОБ ЭКРАНИЗАЦИИ ПОВЕСТИ СТРУГАЦКИХ

23 Января 2017
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

С мая 2016 года «Вестник национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности» следит за борьбой за исключительные права на экранизацию повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

ООО «Тетерин Фильм», участвующее в экранизации повести, в марте 2016 г. подало иск в арбитражный суд Москвы к сценаристу Евгению Ракше. Ранее стороны договорились о выплате $50 тыс. за написанный сценарий, однако Ракша после этого заявил о своих правах на саму экранизацию и потребовал еще $31 тыс. Кроме того, в разбирательстве участвовало ЗАО «Крок».

ЗАО «Крок» выкупило права на экранизацию романа у членов семьи Стругацких еще в декабре 2013 года, впоследствии договорившись о сотрудничестве с ООО «Тетерин Фильм», утверждают обе компании.

Позже, 30 июня 2016 г., Арбитражный суд Москвы удовлетворил заявление ООО «Тетерин Фильм» к Евгению Ракше о признании исключительного права на тритмент, сценарий и фильм, говорится в решении суда. Суд признал исключительное право ООО на переработку краткого тритмента «Соловецкий Синдром» (название сценария к фильму) в объеме, использованном в тритменте и сценарии, созданных в рамках договора между сторонами. То есть установил, что требования Ракши безосновательны и ему не полагается дополнительное вознаграждение в $31 тыс.

Создатели фильма на момент вынесения решения расценивали сложившуюся ситуацию как «тщательно спланированное мошенничество» с целью вымогательства, в котором помимо 168487_600Ракши также принимали участие другие лица, сообщает РАПСИ.

В августе 2016 г. Евгений Ракша, не удовлетворенный принятым решением, подал апелляционную жалобу, которая была рассмотрена 26 сентября. Девятый арбитражный апелляционный суд частично удовлетворил жалобу Ракши, подтвердив решение первой инстанции о признании исключительного права ООО «Тетерин Фильм» на тритмент и сценарий, но не на сам фильм. Ракша обжаловал в СИПе судебные акты первой и апелляционной инстанций.

СИП по ходатайству Ракши отложил рассмотрение дела до 26 января в связи с переговорами сторон по поводу заключения мирового соглашения.

ОДНАКО, к нам в редакцию поступили сведения крайне интересного содержания, которые могут заметно перемешать краски в данном деле и которые мы считаем своим долгом сообщить наши дорогим читателям.

Автором письма, которое получила наша редакция, является член Союза писателей Москвы и Российского союза писателей Андрей Евгеньевич РАКША. Брат Евгения Ракши – ответчика по делу о «Соловецком Синдроме».

Письмо начинается с интригующих строк:

«Уважаемая редакция ВЕСТНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БЮРО ЭКСПЕРТИЗЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, хочу донести до Вашего сведения некоторые, доселе никому не известные, подробности, так называемого спора между потенциальными создателями и ложным «сценаристом» фильма по повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». К сожалению, завершение истории далеко от окончания, о чем Вам скажут нижеизложенные факты».

Тем самым автор сразу обозначил свою позицию, согласно которой лицо, представляющееся в данном споре как автор сценария, не принимало участие в создании данного произведения, не обладает авторскими правами в соответствии с законодательством РФ, не может признаваться его автором, у которого возникли бы исключительные права на сценарий и тритмент, и, как следствие всего вышеперечисленного, не может отчуждать права на них. О подобных фактах не сообщалось ни в одной новости касательно данного спора, ни один судебный акт не отражал данных обстоятельств. Поэтому нам крайне интересно рассмотреть данное письмо и поделиться своими выводами и полученной информацией с вами, уважаемые читатели.

Итак, Андрей Ракша рассказал нам, что 01 апреля 2015 года между ИП Евгением Ракшей и ЗАО «Компания КРОК», ООО «Тетерин Фильм» был заключен договор авторского заказа № 13/15, согласно которому Е.Е. Ракша обязался подготовить сценарий к фильму. Сценарий под рабочим названием «Соловецкий синдром», созданный по мотивам повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», был завершен в декабре 2015 г., а 24 декабря исключительные права на сценарий перешли к ЗАО «Компанией КРОК».

Андрей Ракша утверждает, что он является подлинным автором сценария и что его брат Евгений обратился к нему за тем, чтобы тот написал сценарий за вознаграждение. Однако после передачи рукописи оплата труда Андрею Ракше не поступила, а его имя было вычеркнуто с первой страницы произведения, и в качестве автора был указан заказчик такой работы – ИП Евгений Евгеньевич Ракша. Андрей Ракша также уточнил в своем письме, что фактически все работы по написанию текста выполнил он, а его брат, соответственно, не внес творческого труда в создание произведения.

О подлинном авторстве, по словам писателя, свидетельствуют «многочисленные черновики, наброски и оригиналы вариантов сценария, а также переписка с вложениями, осуществляемая между [А. Ракша] и ИП Ракша Е.Е. в период с августа 2014 по декабрь 2015 гг. включительно, а также авторские свидетельства о публикации материалов на странице сайта «Проза.ру»».

Одним из главных доказательств авторства Е. Ракши по словам составителя письма является свидетельство о регистрации краткого тритмента «Соловецкий синдром» в Гильдии сценаристов США от 12.09.2014 годkniga-strugatskie-ponedelnik-nachinaetsya-v-subbotu-7832-largeа. По этому поводу автор выражает большое сомнение в подлинности данного документа, т.к. по его мнению Ракша Е.Е. не может быть членом этой Гильдии.

В письме упоминается о еще одной аналогичной ситуации. Она касалась сценария новогодней комедии «Новогоднее ревю» (рабочее название «Младенец в аэропорте») заказанного ИП Ракшей Е.Е. Он был создан А. Ракшей в период с сентября 2014 по март 2015. По словам писателя ИП Ракша Е.Е. так же сделал заказ на написание сценария при условии в последующем выплаты познаграждения. Однако со слов предпринимателя продать сценарий кинокомпании не удалось, т.к. проект был заморожен. А представители компании «Артхаус», которая собиралась осуществить экранизацию так и не пошли на сотрудничество с писателем Андреем Ракшей для выяснения ситуации с подлинным авторством сценария «Младенец в аэропорте».

А. Ракша направил в адрес своего брата ИП Ракши Е.Е. досудебную претензию. От его юриста был получен ответ, «смысл которого сводится к полному отказу о признании какого-либо участия в создании сценария кинофильма «Соловецкий синдром» («Понедельник начинается в субботу»), сопутствующих рабочих произведений, каковыми являются краткий и расширенный тритменты «Соловецкий синдром», а также тритмента и сценария новогодней комедии «Новогоднее ревю», сообщает нам писатель в своем письме.

Итак, полный список произведений, которые Андрей Ракша считает результатом исключительно своего творческого труда:

— краткий тритмент «Соловецкий синдром»;

— расширенный тритмент «Соловецкий синдром»;

— окончательный вариант сценария «Соловецкий синдром» (Понедельник начинается в субботу);

— тритмент «Младенец в аэропорте»;

— сценарий «Новогоднее ревю».

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме, а также защитить свои права, писатель намерен максимально широко распространить данный произведения, оригиналы которых он имеет в своем распоряжении, в известных СМИ, социальных сетях, литературных и кинематографических ресурсах, новостных и иных информационных порталах. Первым, эксклюзивным источником стало наше издание.

Также писатель намерен принять участие в судебном заседании кассационной инстанции, которое пройдет 26 январе в Суде по интеллектуальным правам. Стороны намерены заключить в ходе судебного заседания мировое соглашение и урегулировать спор относительно исключительных прав на тритмент, сценарий и экранизацию, а также выплаты ИП Ракше Е.Е. $31 тыс.

Редакция Вестника национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности не представляет интересы ни одной из сторон, ни в судебном заседании, ни во внесудебных спорах, не имеет заинтересованности в каком-либо из итогов разрешения сложившегося конфликта. Однако мы с превеликим удовольствием готовы собирать всю имеющеюся информацию по делам о защите авторских прав, анализировать практику разрешения данных споров и представлять для наших читателей самую свежую информацию и аналитику.

Поэтому мы будем следить за дальнейшим развитием событий и держать вас в курсе. Следите за новостями!

Соб.корр.
Иван Оленичев.

Может быть интересно

Наверх