СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Почему необходимо регистрировать товарный знак (логотип) ?

04 Апреля 2016
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
10 000

Существует две группы преимуществ зарегистрированного товарного знака: имущественного и неимущественного характера. Эти две группы преференций тесно связаны между собой, так как преимущества неимущественного характера в результате также приводят к получению прибыли.

Первая группа связана с тем, что что исключительное право, получаемое одновременно со Свидетельством, является, прежде всего, имущественным правом. Из этого следует, что владелец зарегистрированного товарного знака получает дополнительный актив, обладающий определенной стоимостью. Его можно продать, передать право на его использование посредством выдачи исключительной или неисключительной лицензии или получить выгоду любым другим способом, не противоречащим законодательству.

Например, право на использование зарегистрированного товарного знака можно внести в уставной капитал предприятия.

Зарегистрированный товарный знак, оцененный с точки зрения материальной стоимости, может быть использован в качестве залога при получении банковского кредита.

Безусловно, решающее значение при принятии банком решения о выдаче кредита имеет известность торговой марки, ее репутация у потребителей и партнеров и рыночная стоимость маркируемых данным товарным знаком товаров или услуг. Нередки случаи, когда стоимость одного только товарного знака превышает стоимость производственных и материальных активов компании. В качестве примера можно привести такие бренды, как Apple, которые оценен в $182 885 млн; Google, оцененный в $111 498 млн., и т.д.

Преимущества неимущественного характера связаны с тем, что зарегистрированный товарный знак является гарантией качества и надежности в глазах покупателя.

Бренд обеспечивает товару или услуге узнаваемость, что, в свою очередь, гарантирует дополнительную финансовую выгоду.

Наличие зарегистрированного товарного знака положительно влияет на востребованность промаркированной продукции, что делает компанию-обладателя привлекательной не только для потребителей, но и для потенциальных партнеров.

Как отечественные, так и иностранные инвесторы с большей охотой сотрудничают с правообладателем известного бренда. Товарный знак, способствующая выделению продукции определенного производителя из моря аналогов, гарантирует высокий уровень развития бизнеса и быструю окупаемость вложенных средств.

Кроме того, зарегистрированный узнаваемый бренд является дополнительной гарантией успешности участия в тендерах. Вероятность получения крупного заказа повышается в разы.

Здесь возникает вопрос: обязательно ли продвижение товара с отличительным обозначением должно сопровождаться получением свидетельства? Другими словами, обязательна ли регистрация товарного знака?

Производитель имеет право индивидуализировать свою продукцию вне зависимости от наличия свидетельства на товарный знак. Однако, если широко используемое обозначение не зарегистрировано, производитель, маркирующий им свою продукцию, подвергает свою деятельность огромным рискам:

  • в случае наличия у третьих лиц зарегистрированного товарного знака, схожего до степени смешения с используемым элементом, возможны нарушения прав этих правообладателей с многочисленными неприятными последствиями для производителя в виде остановки производства, конфискации товара, выплаты компенсации ущерба;
  • появление на рынке клонов производителя, чей товар имеет идентичное или схожее наименование, которые впоследствии смогут воспрепятствовать регистрации товарного знака добросовестным производителем;
  • если раскрученный товарный знак зарегистрирован кем-то другим, производитель, использующий его для маркировки своей продукции, будет вынужден просить разрешение на использование этой самой торговой марки.

В последнее время развивается так называемый патентный троллинг, когда физическое или юридическое лицо, являясь владельцем патентов, но не ведя при этом самостоятельной производственной деятельности, зарабатывает путем предъявления патентных исков производителям.  Поэтому производители пользующихся популярностью товаров подвергаются дополнительному риску.

Принимая во внимание все преимущества зарегистрированного товарного знака и риски, связанные с отсутствием регистрации, производителю дешевле (во всех смыслах) предпринять необходимые действия для своевременной регистрации бренда.

Важно знать, что исключительное право на товарный знак действует 10 лет. По окончании этого срока можно продлить право пользования ещё на 10 лет при уплате соответствующей пошлины, и продлять этот срок можно неограниченное количество раз.

Может быть интересно