Любая композиция может быть признана плагиатом — закрепление прецедента?
Ранее сообщалось о подаче в Мосгорсуд искового заявления лидера группы Space Дидье Маруани к ООО «ФИЛИПП КИРКОРОВ ПРОДАКШН» и SONY MUSIC ENTERTAINMENT о взыскании компенсации за нарушение авторских прав в размере 75 миллионов рублей.
В исковом заявлении указывается, что песня «Жестокая любовь», написанная Олегом Попковым и исполненная Киркоровым, является переработкой песни Дидье Маруани «Symphonic Space Dream».
Иск был возвращен заявителю, поскольку данный спор подсуден районному суду, а не суду уровня субъекта (Мосгорсуду). Кроме того, суд указал на недостатки перевода текста доверенности, из которой не следовало, что представитель заявителя Игорь Трунов наделен правом подписания и подачи иска от имени доверителя.
Также сообщалось, что исковое заявление будет направлено в американский суд. «Мы взаимодействуем с коллегами из США, в рамках подготовки к разбирательству уже собраны доказательства, подтверждающие факт плагиата, осталось получить документы, которые позволят установить сумму исковых требований и обосновать ее», — пояснил российский юрист ИгорьТрунов, представляющий интересы Дидье Маруани.
Российское агентстве правовой и судебной информации (РАПСИ), в этой связи отмечает тот факт, что еще недавно в Америке было достаточно лояльное отношение к заимствованиям в музыке. Критерием для определения музыкального плагиата считалось одинаковое последовательное совпадение нот, количество которых в США должно было составлять 11, что являлось самой большой последовательностью в мире.
Ситуация кардинально изменилась в прошлом году. Теперь, если дело по иску против Киркорова будет рассматриваться в США, то решение по нему предугадать будет практически невозможно. При этом, поскольку ответчиком выступает одно из важнейших лиц отечественной поп-сцены, очевидно, российским судам также придется принять во внимание этот прецедент.
Среди причин особого внимания к этому иску называют прецедентное решение, вынесенное полтора года назад в США по делу о плагиате, которое влиятельный британский журнал NME назвал «катастрофой для музыки».
10 марта 2015 суд присяжных в Лос-Анджелесе признал плагиатом песню Робина Тика «Blurred Lines», которая была написана в соавторстве с продюсером Фарреллом Уильямсом. Присяжные пришли к заключению, что они украли песню соул-певца Марвина Гэя «Got To Give It Up». Сумма компенсации составила 7,3 миллиона долларов, при том, что своим авторам песня принесла по 5 миллионов долларов.
Однако самое интересное заключается в том, что предметом иска стала кража не основной мелодии, а заимствование общей композиции песни. Как следует из результатов экспертизы, песни объединяют главная мелодическая фраза в вокальной мелодии, несколько небольших отрывков, характеризующих песню, басовая мелодия, партия клавишных и «необычный выбор перкуссии». Таким образом, суд совершенно отказался от признанного критерия плагиата в виде повторяющейся последовательности нот.
В ходе процесса Фаррелл Уильямс настаивал, что просто вдохновлялся звуком семидесятых и хотел воспроизвести общее ощущение диско-фанка. Причем, решение суда фактически не опровергло его аргументы. «Blurred Lines» похож на хит Марвина Гэя примерно настолько же, как один хит диско похож на любой другой, не говоря уже о таких «гомогенных» стилях как блюз, хип-хоп, панк, где подавляющее большинство песен сделано и делается по одной схеме.
Теперь юристы гадают, будет ли это судебное решение принято судами в качестве нового критерия, радикально расширяющего возможности признания практически любой композиции плагиатом и насколько значима будет экспертиза на плагиат в таких спорах.
Таким образом, появление иска Дидье Маруани к Филиппу Киркорову именно сегодня, скорее всего, не является случайностью. Правовые события последних лет подготовили благодатную почву для нового пересмотра критериев определения плагиата. Защита авторских прав стремительно ужесточается, и это, по мнению экспертов, создает реальную угрозу того, что в ближайшее время популярная музыка может захлебнуться в вале судебных исков и экспертиз на плагиат.
Результатом признания плагиатом песни, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки, может стать признание плагиатом сочинения любой композиции в согласии с признанными правилами какого-либо жанра с богатой историей.