Отклонено возражение Минобороны против регистрации бренда ансамбля МВД РФ
Палатой по патентным спорам было отклонено возражение Минобороны РФ на предоставление правовой охраны товарному знаку «Академический ансамбль ВВ МВД РФ Красной Армии под управлением генерала Елисеева».
Оспариваемый товарный знак зарегистрирован на Региональный общественный фонд поддержки Культурного центра МВД и Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД. Правовая охрана данному товарному знаку была предоставлена в отношении услуг 41-го класса Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), включающего в себя развлечения, организацию и проведение концертов. Товарный знак представляет собой эмблему, содержащую меч и щит, внутри которого помещено стилизованное изображение географической карты России с изображением лиры и словесный элемент «Под управлением генерала Елисеева». На щите расположена лента со словесным элементом «Академический ансамбль ВВ МВД РФ Красной Армии». С двух сторон от меча расположены стилизованные изображения флагов и колосьев.
Минобороны РФ оспорило решение о регистрации этого знака. Свои возражения оно мотивировало тем, что «оспариваемый товарный знак содержит официальное сокращенное наименование внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – «ВВ МВД РФ», а также словесный элемент «Красная Армия», причем «Армия» – официальное наименование ВС России, являющихся правопреемником Красной Армии. Кроме того, комбинированный товарный знак ансамбля МВД РФ сходен до степени смешения с официальным наименованием Вооруженных Сил России, поскольку они ассоциируются друг с другом по словесному элементу «Красная Армия».
Заявитель указал, что в состав знака без его согласия включено официальное наименование Вооруженных Сил России – «Красная Армия». Данный факт не был учтен при регистрации этого знака. Как полагает заявитель, оспариваемый товарный знак содержит в себе изображения щита с мечом и расположенной на щите ленты, в связи с чем в этом товарном знаке полностью использована эмблема ФСБ РФ. Минобороны отметило, что «противоречит статусу ансамбля внутренних войск и истории воинских званий словосочетание «генерал Красной Армии Елисеев», поскольку воинского звания «генерал Красной Армии» никогда не существовало».
По мнению заявителя, использование в этом знаке сокращенного наименования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации («ВВ МВД РФ») наряду со словесным элементом «Красная Армия» способно ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, поскольку внутренние войска МВД России являются самостоятельной единицей и не имеют никакого отношения к ВС РФ и Минобороны России.
Роспатент, в свою очередь, указал, что правовая охрана данному товарному знаку была предоставлена в отношении услуг 41-го класса МКТУ, а материалы возражения не содержат сведений об осуществлении Министерством обороны, предпринимательской деятельности по оказанию третьим лицам каких-либо услуг, однородных услугам 41 класса МКТУ. «Напротив, лицо, подавшее возражение, является исполнительным органом государственной власти, который в соответствии со своим правовым статусом, предусмотренным действующим законодательством, сам по себе никак не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью», — отметило патентное ведомство в решении.
В решении также отмечено, что «рабоче-Крестьянская Красная Армия существовала лишь в период с 1918 по 1946 годы, а в настоящее время уже фантазийное понятие «Красная Армия» – это собирательный образ, к которому можно отнести все воинские («силовые») подразделения, ранее и ныне стоящие на защите Отечества».
Роспатент также заметил, что ни словосочетание «Красная Армия», ни вышеупомянутая эмблема ФСБ никак не являются ни государственным гербом, флагом или другим государственным символом и знаком. Практически все доводы возражения основываются исключительно на утверждении о том, что словосочетание «Красная Армия» является именно официальным наименованием Вооруженных Сил РФ, а лицо, подавшее возражение, является именно правопреемником Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В тоже время «данное сомнительное утверждение» не было заявителем подтверждено теми или иными определенными правовыми нормами, установленными какими-либо конкретными действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами.