СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Лишение правовой охраны бренда по дате приоритета в качестве метода борьбы с паразитическим маркетингом

15 Марта 2016

Комбинированный товарный знак, со словесным элементом «АКВАФИШ», основным элементом которого является изображение корабля и фигурной ленты, был лишен правовой охраны Роспатентом по заявлению севастопольского ООО «Интеррыбфлот» и московского ООО «Морское содружество», так как в нем используется сходный до степени смешения графический элемент, зарегистрированный с приоритетом от 18.12.2013 на имя ООО «Торговый Дом «Морское содружество».

Заявители посчитали, что оспариваемый графический элемент, используемый ООО «Интеррыбфлот» для маркировки рыбоконсервной продукции «АКВАМАРИН», был введен в гражданский оборот на 8 лет раньше и знаком потребителям, поскольку продукция под товарным знаком с аналогичным графическим элементом поставлялась на территорию РФ с 2005 года. По мнению заявителей, сходство графических элементов вводит потребителей в заблуждение относительно производителя товара.

Выводы заявителей подтверждены результатами ретроспективного социологического опроса, проведенного в июне 2015 года ФБГУН Институт социологии РАН, согласно результатам которого 89% опрошенных ассоциируют сравниваемые обозначения друг с другом в целом, а 69% опрошенных допустили возможность ошибки, в результате которой они могли купить рыбные консервы, маркированные товарным знаком «АКВАФИШ» с изображением корабля, вместо консервов под обозначением «АКВАМАРИН», для которых указанное изображение использовалось изначально.

Результаты данного исследования были подвергнуты сомнению правообладателем товарного знака «АКВАФИШ». В качестве контраргумента он представил данные, собранные Центром маркетинговых исследований «ОЛИМП». Для выяснения степени знакомства потребителей консервов с товаром, маркированным обозначением «АКВАМАРИН», респондентам продемонстрировали 41 вариант комбинированных обозначений (тогда как при любом количестве предложенных вариантов потребитель обычно выбирает 2-3 позиции). При этом 8% респондентов ответили, что знают обозначение «АКВАМАРИН». Коллегия Роспатента отметила, что предоставленные ответчиком данные не опровергают имеющихся в материалах дела фактических данных о продолжительном присутствии на российском рынке обозначения «АКВАМАРИН».

Таким образом, коллегия Роспатента приняла решение признать правовую охрану товарного знака по свидетельству №535530 недействительной полностью, поскольку появление на российском рынке рыбных консервов и однородной продукции, маркированной оспариваемым товарным знаком «АКВАФИШ» с изображением корабля в круге и характерной фигурной ленты, способно вызвать в сознании потребителя ошибочное представление об их производителе.

Может быть интересно

Наверх