СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Справедливо ли — присваивать известный советский бренд?

22 Февраля 2017
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

Верховный суд (ВС) РФ отклонил жалобу ООО «Издательство «Астрель», подтвердив законность решения Суда по интеллектуальным правам (СИП) РФ, отказавшего издательству в иске о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по городу Москве по делу о товарном знаке «Хочу все знать», и постановления Президиума СИП, оставившего данное решение без изменения.

Издательство обжаловало решение ФАС от 31 декабря 2015 года о признании действий издательства по приобретению и использованию исключительного права на товарный знак «Хочу все знать» недобросовестной конкуренцией.

Суды первой и кассационной инстанции отметили, что издательством осуществлены действия по приобретению исключительного права на обозначение, не только использующееся ранее иными хозяйствующими субъектами применительно к выпускаемой ими продукции для ее маркировки, но и широко использующееся авторами произведений в их названиях.

Кроме того, суды приняли во внимание, что закрепление исключительного права только за одним издательством может ограничить возможности авторов произведений по заключению договоров с другими издательствами. Издательство использовало свое исключительное право для предъявления претензий к участникам рынка, желающим выпустить книги под общеизвестным названием, в результате чего несколько издательств заключили с заявителем лицензионные договоры.

В своей жалобе издательство «Астрель» ссылалось на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм права.

ВС, отказывая издательству в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, указал, что «доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о нарушении судами при рассмотрении настоящего дела норм материального и (или) процессуального права и не являются основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке».

С подробностями рассмотрения дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.

Ранее в суде уже рассматривался спор между этими же сторонами по поводу этого же товарного знака. Компания обжаловала другое решение службы относительно бренда. В ноябре 2015 года президиум Суда по интеллектуальным правам по заявлению издательства «Астрель» признал незаконным решение ФАС, которая посчитала, что компания незаконно зарегистрировала в качестве товарного знака словесное обозначение «Хочу все знать». Тогда суд отменил решение суда первой инстанции.

Издательство тогда обжаловало решение ФАС от 15 апреля 2015 года, согласно которому было установлено, что «Астрель» в 2000 году зарегистрировала на свое имя спорный бренд, несмотря на то, что с 1950-х годов вышло более 50 книг под таким названием, причем большинство из них было выпущено другими издателями еще до регистрации товарного знака.

По сообщению ФАС, за 15 лет использования бренда «издательство «Астрель» фактически монополизировало за собой право выпуска книг под таким наименованием, ограничив тем самым не только деятельность конкурентов на рынке, но и право авторов публиковать произведения со схожими наименованиями в других издательствах.

Антимонопольная служба указала, что «Астрель» не является правопреемником какого-либо советского издательства и действий по продвижению книг для детей под наименованием «Хочу все знать» до приобретения товарного знака не осуществляло. «Астрель», по мнению ведомства, использовала свое исключительное право для предъявления претензий к участникам рынка, желающим выпустить книги под общеизвестным «советским» названием, несколько издательств были вынуждены заключить с нею лицензионные договоры.

ФАС признала приобретение и использование исключительных прав на спорный бренд, тождественный ранее используемому различными организациями обозначению, актом недобросовестной конкуренции.

Может быть интересно

Наверх