Иосиф Сталин в качестве товарного знака набирает популярность
В последнее время появилась тенденция регистрировать товарные знаки, связанные с образом Иосифа Сталина. Предприниматели активно регистрируют бренды, которые ассоциируются с этой неоднозначной исторической фигурой. Среди заявок на регистрацию такие товарные знаки, как «Коба», «Кремлевский горец», «СталинLife» и даже «Пахан советов».
По мнению экспертов, образ Сталина действительно может быть востребован в современных социально-политических условиях. «К нам обратилось значительное количество клиентов, которые хотят получить права на бренды, связанные со Сталиным. Думаю, это связанно с тем, что многие почувствовали, что этот образ сегодня востребован, — поясняет президент Первой патентной компании Анатолий Аронов. — Растет изоляция страны, значительная часть потенциальных покупателей считает, что мы находимся в осажденной крепости, а Сталин для таких людей является оптимальным знаменем. Кроме того, это сегодня по-прежнему один из наиболее узнаваемых исторических деятелей».
При этом Аронов заметил, что интерес к образу Сталина в качестве бренда проявляют как сторонники, так и противники этого исторического деятеля. В частности, подана заявка на регистрацию товарного знака «Пахан Советов», под этим названием намереваются открыть дискуссионный клуб, участники которого, судя по негативной коннотации названия, не являются сторонниками исторической роли Сталина.
Эксперт, между тем, воздерживается от прогнозов по поводу успешности бренда: «Для того чтобы бренд стал успешным, в него надо много вкладывать, вопрос в том, найдут ли инвесторов, удастся ли сделать бренд рабочим. Тут никогда не угадаешь. Например, водка «Путинка» стала крайне успешной, а «Володя и медведи» в итоге «не пошла». Товарный знак «Пусси Райот» тоже пытались делать, но там даже регистрацию не закончили. Хотя, думаю, если говорить о последнем примере, у Сталина все же больший потенциал, он интересен гораздо большему количеству людей».
Резкое повышение интереса к использованию образа Сталина в качестве товарного знака позволяет предположить, что тренд найдет предложение. С другой стороны, пока интереса к фигуре Сталина не проявил никто из крупных игроков – бренд регистрируют только никому не известные ИП и ООО.
Генеральный директор компании Transtechnology Наталья Золотых в этой связи вспоминает ажиотаж вокруг «Вежливых людей», когда одновременно было подано огромное количество заявок на регистрацию товарных знаков с использованием этого обозначения: «Когда началась шумиха вокруг «Вежливых людей», к нам обратилось несколько клиентов, которые хотели получить регистрацию по некоторым классам, в частности парфюмерной продукции, но оказалось, что все уже было забито год назад. Как будто кто-то сначала защитил бренд, а потом уже спровоцировал соответствующие настроения в обществе, которые сделали этот бренд востребованным».
Интересно, что первых заявителей на регистрацию «Вежливых людей» не удалось найти. «Вполне можно предположить, что потом эти товарные знаки поменяют владельцев. Возможно, за ними стоят крупные игроки или просто их планируют потом перепродать заинтересованным лицам», — считает Аронов.
Принципиальным, по мнению Золотых, остается вопрос о возможности регистрации знаков с использованием имени Сталина. «Товарные знаки, связанные с реальными историческими фигурами, зарегистрировать достаточно сложно: как минимум нужно согласие наследников. С другой стороны, можно построить линию защиты на том, что это фантазийное название. Как было, например, с брендами «Путинка» и «Володя и медведи». Сначала их активно не хотели регистрировать, но в высшей инстанции заявителей все же поддержали. В Роспатенте все непредсказуемо», — отмечает она.
Все бренды с упоминанием Сталина регистрируются по классам винно-водочной продукции, общепита и клубов. В этой связи директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что в Румынии одной из наиболее популярных водочных марок считается водка «Сталинская», которая занимает примерно треть рынка: «Странно, что ее к нам не завезли, думаю, она бы вполне неплохо продавалась».
С другой стороны, как отмечает Дробиз, — и здесь он солидарен с Ароновым, — чтобы бренд был успешным, в него необходимо вкладываться. «Наверное, и сегодня, если сталинскую водку выпустить, тоже можно продать определенное количество бутылок. Другое дело, что для того, чтобы выпустить новый бренд на рынок, нужны колоссальные деньги на раскрутку. Вывод любого бренда подразумевает большие вложения, не уверен, что в сегодняшней ситуации это кому-то интересно, напротив, количество водочных брендов за последние десять лет ужалось с 5 тыс. до пятисот».
Таким образом, как будет развиваться тенденция с использованием имени Иосифа Сталина в качестве бренда, никто предсказать не может.