Голливудская актриса – изобретатель WiFi и GPS
Голливудская звезда, «самая красивая женщина мира» в 1942г. запатентовала идею «частотного сканирования», не имея при этом технического образования. Это изобретение легло в основу Navstar Global Positioning System (спутниковой системы глобального позиционирования) — GPS военных сил США.
Хеди Ламар, она же Хеди Кислер, она же Хедвига Ева Мария Кислер родилась 9 ноября 1913 года в Вене, в еврейской семье банкира из Львова и пианистки.
Мировую известность принес ей вышедший в 1933 году фильм «Экстаз», в котором, впервые в истории полнометражного художественного кинематографа была показана десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере, и где актриса изображала оргазм, что было просто немыслимой дерзостью по тем временам.
Картина была запрещена к показу во многих странах и вышла в прокат лишь через несколько лет с цензурными купюрами.
Вскоре после съемок скандального фильма 19-летняя Хеди вышла замуж за обладателя одного из крупнейших состояний в Европе, 33-летнего австрийского миллионера и фабриканта Фрица Мандла — еврея, перешедшего в католичество. Мандл продавал новейшие системы вооружений Германии в нарушение Версальского Договора.
Хеди также приняла католицизм и стала Хеди Мандл. Молодожены поселились в роскошном замке под Зальцбургом, Хеди получила всё, о чем может мечтать женщина: богатый дом, роскошный выезд, деньги и драгоценности. Известно, что Мандл пытался скупить все копии фильма «Экстаз», чтобы никто не увидел его жену в откровенных сценах. Впрочем, этим он только подогрел к фильму общественный интерес. А Хеди, в лучших традициях голливудских фильмов, сбежала от него в Америку.
Реальные обстоятельства ее побега неизвестны: по одной версии она переоделась в униформу горничной и вышла через служебный ход, по другой — уговорила Мандла позволить ей надеть на прием все свои драгоценности, дала ему снотворное и сбежала из страны, захватив драгоценности с собой. Получив развод в Париже, она отправилась в Лондон, а оттуда на пароходе «Нормандия» — в Нью-Йорк.
Кинодебют Хеди 1933 года был слишком громким, чтобы его забыли кинематографисты – ей не пришлось обивать порогов Голливуда. Прямо на «Нормандии» она подписывает выгоднейший контракт с самим основателем студии MGM Луисом Мейером. Чтобы не вызвать аналогичных ассоциаций у пуританской публики США, ей советуют взять псевдоним, и Хеди Кислер становится Хеди Ламарр.
Ее актерская карьера разворачивается головокружительно — в общей сложности в период с 1940-го по 1949-й год Ламарр снялась в 18 картинах и заработала на киносъемках в общей сложности $30 млн.
Хеди снова выходит замуж, разводится и снова выходит – всего у Хеди было шесть браков.
Европу тем временем пожирал фашизм. Будучи еврейкой, Хеди очень близко к сердцу принимала события войны. Иногда она вспоминала о муже-еврее, который поставлял оружие нацистской Германии, и разговоры, свидетелем которых её довелось быть.
Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых вооружений различного рода. Вариант управления по проводу, опробованный на пушечных снарядах, оказался неприменим в водной среде, и для торпед было предложено соединение по радио – Хеди присутствовала при обсуждении этой темы.
Как пишут биографы актрисы, толчком к изобретению игра Хеди на рояли в четыре руки с авангардным композитором Джорджем Антейлом. Вспомнив во время игры, как в беседах с ее бывшим мужем немцы жаловались, что им не удается посредством радиосигнала наводить торпеды на цель, так как корабли противника глушат сигналы помехой на той же частоте, Хеди предположила, что можно посылать часть сигнала на одной частоте, а затем переходить на другую для передачи следующей части сигнала. При согласовании передатчика и приемника в отношении перескока частот получалось бы что-то вроде игры в четыре руки, и сигнал мог бы стать устойчивым к помехам при глушении.
Ламарр также предположила, что механическое согласование передатчика с приемником могло бы происходить посредством детали, похожей на валик механического пианино. Валик со штырями и приводом от хронометра выглядел достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды. Кроме того, по мнению Ламарр, система могла использовать набор из 88 радиочастот — согласно числу клавиш фортепиано.
Так родилась особая система передачи информации, получившая название псевдослучайной перестройки рабочей частоты (Frequency Hopping Spread Spectrum). Проверка на 12 механических фортепиано, участвовавших в постановке «Механического балета» Джорджа Антейла, подтвердила работоспособность системы.
В 1940-м идея была представлена Национальному совету изобретателей Америки. Его председатель Чарльз Кеттеринг отобрал изобретение Ламарр из сотен тысяч других предложений, Ламарр и Антейл получили рекомендацию подать заявку на патент.
В августе 1942 Ламарр и Антейл получили патент №2 292 387 «Секретная система связи (Secret Communication System)». Патент описывает секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. О том, что ее автором является голливудская актриса, узнали только в 1997 г. так как в патенте она была указана под фамилией мужа.
Хеди Ламарр и Джордж Антейл подарили свое изобретение правительству, отказавшись от всех возможных выплат.
Изобретенная Ламарр технология не была востребована во время войны, но ее патент стал основой для коммуникационных систем, которые сегодня используются повсюду — от мобильных телефонов до Wi-Fi.
Наиболее масштабное воплощение изобретение Ламарр получило в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи «Милстар» – части программы «звездных войн». В середине 1980-х годов Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства ШПС стали доступны для гражданского применения.
Хеди Ламарр изобрела то, что сейчас лежит в основе систем GSM, GPS, Bluetooth и WiFi 802.11. Без изобретения Ламарр сейчас не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны и системы навигации.
Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE — безуспешно. Только в 1997 году она получила награду фонда Electronic Frontier. «Самое время» — была ее реакция. Ламарр отказалась присутствовать на церемонии и не приняла журналистов.
День рождения актрисы 9 ноября — назван Днем изобретателя в США.