Позиция СИП по делу о брендах «Махеевъ» и «Добавкин»
1 февраля 2017 года Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ удовлетворил кассационную жалобу АО «Эссен Продакшн АГ» на решение Арбитражного суда и постановление суда апелляционной инстанции, которыми заявителю было отказано в иске к ОАО «Эфирное» и индивидуальному предпринимателю о защите исключительного права на товарный знак.
АО «Эссен Продакшн АГ» обратилось в Арбитражный суд с иском о запрете ответчикам использовать обозначения со словесным элементом «Добавкин», сходные до степени смешения с товарными знаками истца, на упаковках майонеза «Добавкин».
Решением Арбитражного суда, оставленным без изменения апелляцией, в иске было отказано.
СИП в качестве кассационной инстанции отменил принятые по делу судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд.
Ранее коллегия Роспатента удовлетворила возражение АО «Эссен Продакшн АГ» и ООО «Тринкет» против предоставления правовой охраны комбинированным товарным знакам «Добавкин», зарегистрированным на имя ОАО «Эфирное» для товаров 30-го и услуг 35-го классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
По мнению заявителей возражения, оспариваемые товарные знаки сходны до степени смешения с принадлежащими АО «Эссен Продакшн АГ» товарными знаками и промышленными образцами со словесным элементом «Махеевъ». Оценка объектов интеллектуальной собственности позволила установить высокую ценность товарных знаков «Махеевъ». Сравниваемые обозначения распространяются в разных масштабах — продукты «Махеевъ» известны по всей России, а продукты «Добавкин» только в отдельных регионах. В ходе оценки объектов интеллектуальной собственности специалист анализирует и репутацию производителя, выпускающего на рынок продукцию соответствующего качества.
Свои возражения заявители обосновали следующими доводами: сравниваемые словесные элементы выполнены в одинаковой графической манере, слова имеют сходную длину и выполнены в одинаковом цвете, выполнены оригинальными шрифтами, визуально неотличимыми друг от друга при беглом осмотре обозначений.
Кроме того, сравниваемые товарные знаки используются в одном сегменте рынка – для маркировки соусов и майонезов, относящихся к недорогим товарам массового потребления.
Также заявители указали на широкую известность товарных знаков «Махеевъ» среди потребителей, что было подтверждено договорами, справками об объемах продаж и другими документами.
Заявители в обоснование своих доводов привели результаты социологического опроса, проведенного Лабораторией социологической экспертизы РАН. Согласно полученным данным, товарные знаки с элементом «Добавкин» сходны до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими АО «Эссен Продакшн АГ», и способны ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара.
Коллегия Роспатента, рассмотрев материалы дела, согласилась с доводами возражения, придя к заключению о сходном общее зрительном впечатлении сравниваемых объектов. Это, по мнению коллегии, позволяет сделать вывод об их сходстве в целом.
Таким образом, оспариваемые товарные знаки и принадлежащие АО «Эссен Продакшн АГ» товарные знаки, по мнению коллегии Роспатента, являются сходными до степени смешения, на основании чего правовая охрана указанных товарных знаков признана недействительной полностью.
Подробную информацию о ходе рассмотрения данного дела можно узнать из соответствующей карточки дела в картотеке арбитражных дел.