Как защитить дизайн и бренд – обсудили на XXIII Международной Конференции Роспатента
Как отметил глава Роспатента Григорий Ивлиев, открывая XXIII Международную Конференцию Роспатента «Роль интеллектуальной собственности в прорывном научно-технологическом развитии общества», с каждым годом растет количество заявок на регистрацию товарных знаков. Это Григорий Ивлиев назвал симптомом роста нашей экономики.
Однако существует еще много методологических вопросов практики экспертизы товарных знаков, вызывающих жесткие дискуссии и требующих открытого обсуждения.
Актуальные вопросы экспертизы товарных знаков обсудили на соответствующей дискуссии (модератор: Захаров Роман Алексеевич – заместитель директора ФИПС).
Докладчики отметили в первую очередь появление в Гражданском кодексе РФ нового вида средств индивидуализации – географического указания. На вопрос корреспондента Вестника Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности о том, какова будет судьба НМПТ при том, что условия предоставления правовой охраны ГУ более мягкие, модератор дискуссии Р.А. Захаров ответил, что НМПТ безусловно сохранит свой статус и более того – в будущем году прогнозируется только рост заявок на НМПТ.
Г.И. Гришанова осветила проблемные вопросы экспертизы объемных обозначений. Докладчик пришел к выводу, что еще 10 лет назад подход Роспатента к регистрации объемных обозначений в виде формы товаров был более мягким. Сегодня же Роспатент гораздо строже оценивает оригинальность обозначения, изображающего конкретный товар. Также отмечается отсутствие единого подхода к доказыванию приобретенной различительной способности обозначения.
Другими докладчиками были затронуты вопросы международной экспертизы товарных знаков по Мадридской системе, экспертизы описательных обозначений, известности и репутации товарных знаков и др.
В дискуссиях между докладами участники не раз поднимали вопрос о том, как выбрать режим охраны внешнего вида какого-либо товара: регистрировать его в качестве товарного знака или промышленного образца. Были выражены мнения о том, что товарный знак сложнее регистрировать, но у него может быть неограниченным срок охраны, также применяются разные подходы к определению нарушения исключительного права на тот или другой объект.
Охрана дизайна в качестве промышленного образца пересекается с его правовой охраной как объекта авторского права.
Тема пересечения этих двух правовых режимов обсуждалась на панельной дискуссии «Когда патентное право эффективней авторского? Как правильно защищать дизайн» (модератор: Алексеева Ольга Ленаровна – начальник Центра мониторинга качества ФИПС, к.ю.н.).
Как отметил А.В. Гурко в своем докладе «Преимущества охраны дизайна авторским правом» при имеющемся дуализме в правовой охране дизайна выбор режима охраны остается на усмотрение правообладателя. У обоих режимов имеются свои плюсы и минусы. К примеру, объекты авторского права охраняются вне зависимости от какой-либо регистрации с момента их создания (это плюс), когда для предоставления правовой охраны промышленным образцам необходима их государственная регистрация (это минус). Однако после регистрации промышленного образца правообладателю не нужно доказывать факт создания этого дизайна, достаточно сослаться на патент (это плюс), когда в отношении объектов авторского права необходимо доказывать авторство, а также самостоятельно отслеживать создание подобных дизайнов (это минус).
При этом мнения докладчиков разделились: кто-то отстаивал преимущества патентной охраны, а кто-то – преимущества охраны дизайна авторским правом. Так или иначе выбор режима охраны (одного или нескольких) остается за правообладателем.
Таким образом, охрана средств индивидуализации и дизайна остается весьма актуальной для бизнеса. Об этом говорит рост заявок на товарные знаки и промышленные образцы за последние годы. Вместе с тем правообладатели имеют возможность выбирать режим охраны для своих обозначений: при соблюдении условий охраноспособности один и тот же дизайн может быть произведением (объектом авторского права), товарным знаком либо промышленным образцом.