СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Апелляция подтвердила законность отказа владельцу бренда Black Friday в иске к владельцу сайта «Настоящая черная пятница»

20 Декабря 2017
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
10 000

19 декабря суд апелляционной инстанции подтвердил законность решения арбитражного суда, отказавшего владельцу сайта-агрегатора скидок BlackFridaySALE.ru ООО «Блэк Фрайдэй» в иске к владельцу сайта распродажи «Настоящая черная пятница» ООО «Эксперт Таун» о взыскании компенсации за нарушение права на товарный знак Black Friday в размере 1,5 миллиона рублей.

Арбитраж отклонил иск ООО «Блэк Фрайдэй» 25 июля. Суд установил, что виды услуг, оказываемые ООО ООО «Блэк Фрайдэй» и ООО «Эксперт Таун», не являются однородными, вероятность их смешения отсутствует.

Это решение ООО «Блэк Фрайдэй» обжаловало в апелляции, отметив в жалобе, что суд первой инстанции необоснованно не принял в качестве доказательства заключение патентного поверенного негосударственного судебного эксперта ООО «Негосударственная судебно-экспертная организация «Фактум» и в то же время признал всесторонним и обоснованным заключение экспертов ООО «Партнерство экспертов Северо-Запада».

Также заявитель указал, что истец и ответчик оказывают аналогичные услуги информационных посредников между продавцами и покупателями, являются прямыми конкурентами на рынке, при этом приоритет товарного знака истца с 2013 года, в то время как доменное имя ответчика зарегистрировано только в июне 2016 года.

Кроме того, по мнению истца, у суда отсутствовали основания считать действия истца злоупотреблением правом.

Как указывал заявитель, в 2016 году впервые распродажа BlackFridaySale.ru проводилась под официально зарегистрированной торговой маркой «Black Friday». Поскольку регистрация была оформлена 29 января, то, по мнению ООО «Блэк Фрайдэй», названия торговых площадок-агрегаторов именем «Black Friday» без разрешения правообладателя является незаконным.

Апелляция, между тем, согласилась с выводами суда первой инстанции, посчитав, что в данном случае отсутствует возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности услуг к одному и тому же источнику происхождения, поскольку, в глазах  потребителей обозначение «Black Friday» («черная  пятница») ассоциируется с соответствующей повсеместной распродажей товаров, проводимой в определенное время года. Учитывая, что данное обозначение используется большим количеством компаний на рынке, то потребители не ассоциируют обозначение «Black Friday», с какой-либо конкретной компанией, — отметил апелляционный суд.

Также суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о злоупотреблении правом со стороны истца.

Как отмечено в постановлении апелляционного суда, критерием квалификации действий лица, зарегистрировавшего обозначение в качестве товарного знака, как злоупотребления правом или недобросовестной конкуренции в частности может служить предшествовавшее использование спорного обозначения.

В рассматриваемом случае, как установлено судом, проведение аналогичных акций «Black Friday» в интернет-магазинах осуществлялось на территории Российской Федерации и до начала осуществления истцом своей деятельности в 2013 году.

Данное обстоятельство в совокупности с действиями истца по регистрации на его имя словосочетания, являвшегося на дату приоритета и являющегося сегодня, общеупотребимым для обозначения услуг по организации ноябрьских распродаж в сети Интернет и в традиционной торговле, как в России, так и по всему миру, свидетельствует о наличии в действиях истца по обращению с настоящим иском злоупотребления правом, запрет на которое установлен статьей 10ГК РФ.

Подробную информацию о ходе рассмотрения дела по иску ООО «Блэк Фрайдэй» к ООО «Эксперт Таун» можно получить в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.

Как сообщалось ранее, 25 декабря 2015 года товарный знак «Black Friday» был зарегистрирован Роспатентом на компанию «Блэк Фрайдэй» в отношении таких услуг 35-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), как реклама и менеджмент в сфере бизнеса.

5 мая 2015 года Роспатент отклонил заявление компании «Блэк Фрайдэй» о регистрации этого знака, сославшись на мировую известность заявленного обозначения, которое, как было отмечено в решении Роспатента, представляет собой общепринятый термин, широко используемый различными производителями и означающий начало традиционной глобальной распродажи, которая проводится во многих странах.

Патентное ведомство привело исторические факты, отметив, что обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в 19 веке. Сам же термин «Черная пятница» появился в 1996 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, а с декабря 2013 года и в России.

Роспатент тогда подчеркнул, что в проводимой на территории РФ акции «Black Friday» участвует большое количество производителей товаров и торговых предприятий, и каждый из них имеет право использовать данное обозначение при продвижении товаров.

ООО «Блэк Фрайдэй» обратилось с возражением в Палату по патентным спорам, указав, что в России начало новогодних распродаж в «черную», как и любую другую пятницу, не является традицией, а термин «Black Friday» известен лишь ограниченному кругу людей, проживающих в мегаполисах и часто бывающих в США и Западной Европе и приобретающих там товары.

Заявитель не согласился с выводом Роспатента, что это обозначение у большинства российских потребителей ассоциируется с началом сезона скидок. По мнению  ООО «Блэк Фрайдэй», оно воспринимается ими как фантазийное.

Как отмечается в заявлении, в России в 2013 году именно ООО «Блэк Фрайдэй» впервые организовало проведение новогодних распродаж, создав базу данных с информацией о товарах, реализуемых с максимальными скидками, и магазинах, предлагающих эти товары по указанным ценам.

Для указанных целей до даты подачи заявки на имя заявителя были зарегистрированы сайты в интернете, им была создана база данных, где конечный пользователь может заходить в разные разделы, искать товары и скидки, и затем приобретать товар после перехода на страницу магазина.

25 декабря 2015 года Палата по патентным спорам отменила решение Роспатента, зарегистрировав этот бренд на ООО «Блэк Фрайдэй».

Может быть интересно