Бизнес против терроризма
Товары с антитеррористической символикой будут продаваться в России. Прибыль обещают передать для помощи жертвам терактов.
В Роспатент поданы заявки на регистрацию в качестве товарных знаков изображений, связанных с прошедшими терактами: стилизованный под самолет символ «пацифик» и Эйфелева башня на фоне флагов России и Франции.
Сейчас посредством подобных изображений принято демонстрировать солидарность с жертвами трагедий терактов, совершенных группировкой «Исламское государство» (ИГ). Последнее время эти изображения активно используются в интернете, майки со стилизованным изображением Эйфелевой башни активно продаются на Западе.
Российский бизнес намерен пойти дальше. Указанные товарные знаки регистрируются не только по 25-му классу (одежда, обувь, головные уборы), но и по 14-му (ювелирные изделия, бижутерия, драгоценные камни, часы и т.п.), 21-му (домашняя или кухонная утварь, посуда; приспособления для чистки и уборки; изделия из стекла, фарфора и фаянса и т.п.) и 28-му (игры, игрушки, елочные украшения и спортивные товары). Таким образом, в России планируется использовать эмблемы, связанные с последними терактами ИГ, при производстве одежды, игрушек и ювелирных изделий. Полученную прибыль обещают направить на благотворительность.
В качестве заявителя указан Андрей Власов. По словам его представителя, «планируется создать благотворительный фонд, в который будет направляться вся прибыль. Возможно, проект будет международным, Власов планирует связаться для этого с посольством Франции. Судя по всему, война будет затяжной, так что это, увы, долгосрочный проект».
Представитель Власова также заявил о возможном расширении линейки, в случае если теракты повторятся. «В качестве основы будет использоваться символ мира, но будут добавляться новые детали (хочется верить, что этого не понадобится), которые будут указывать на детали новых трагедий», — пояснил он.
Специалисты сходятся в том, что формальных причин для отказа в регистрации данных товарных знаков нет — изображения не нарушают нормы общественной морали и не вводят покупателей в заблуждение.
Таким образом, Власов имеет неплохие шансы получить права на эти товарные знаки, хотя эксперты уточняют, что препятствия к этому все же есть: «Помешать сможет только автор этих рисунков, если сможет доказать Роспатенту, что права принадлежат именно ему», — поясняет генеральный директор юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.
Как известно, автором пацифика с Эйфелевой башней выступает известный французский иллюстратор Жан Жюльен. Российский пацифик с вписанным в него самолетом в память о крушении A321 в Египте впервые выложила в фейсбук представитель МИД России Мария Захарова.
С другой стороны, как поясняет президент Первой патентной компании Анатолий Аронов, даже в случае отказа в регистрации у Власова остается законная возможность достаточно длительное время выпускать продукцию под этими товарными знаками: «Скорее всего, зарегистрируют, но даже если заявки отклонят, все равно можно будет выпускать товары в течение года, пока заявку рассматривают. У товарного знака еще нет защиты, но у заявителей уже есть приоритетное право. Власов первый подал заявку, соответственно, запретить ему работать никто не сможет».
Хотя этичность и целесообразность размещения траурных символов на некоторых товарах сомнительна, эксперты оценивают проект как довольно доходный. По оценке Анатолия Аронова, минимальная цена лицензии на использование этих товарных знаков составит 3 млн. руб.: «Это минимальная сумма, продажи могут быть гораздо выше. Главное — правильно позиционировать все как благотворительный проект, чтобы люди понимали, куда пойдут деньги. Были уверены, что никто на горе не наживается».
По мнению специалиста по маркетингу и рекламе института «Мирбис» Марины Прокиной, товары с символикой, связанной с терактами, могут быть востребованы при условии верного позиционирования: «Для некоторой части товаров, в первую очередь шарфов, футболок, шапок, это будет вполне востребовано. Но надо аккуратно обыграть. Например, должно быть не только описание катастрофы, но и отражены патриотические ценности, ценности силы — «мы сильные, мы не боимся». Сейчас мы видим рост патриотизма, поэтому вещи с таким посланием найдут покупателей. Люди этого хотят».
Сергей Зуйков уточняет: «Сейчас это популярная тема, вполне возможно, проект будет пользоваться высоким спросом. Другой вопрос, насколько это долгосрочно. Вспомнят ли об этих эмблемах к лету, когда уже оформят защиту на товарные знаки?».
Эксперты полагают, что успешны будут не все категории, по которым заявлена регистрация. Наиболее востребованы будут майки. «Что касается посуды и ювелирных изделий, то спорно. Нормально, если это будет недорогая молодежная бижутерия, а вот дорогие ювелирные изделия вызывают вопросы. Хотя, возможно, и тут общий тренд сделает их популярными», — считает Марина Прокина.
По ее мнению, наибольшие сомнения вызывает целесообразность траурных символов на елочных игрушках: «Новый год воспринимается как веселый, радостный праздник, люди не хотят портить новогоднее настроение. Елочные игрушки захочет приобрести только очень узкая группа покупателей».