Предложены меры борьбы с контрафактом в Интернет-торговле
В Совете Федерации прошло совещание, посвященное трансграничной интернет-торговле, с участием представителей Федеральной таможенной службы (ФТС), Федеральной налоговой службы (ФНС), Минпромторга, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), «Института развития интернета» (ИРИ), Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), а также компаний Canon, Casio, Grundfos и др.
В ходе совещания правообладатели заявили о необходимости принятия радикальных мер, чтобы остановить волну контрафактной продукции, ввозимой в Россию. В I квартале 2016 года уже выявлено 13,3 млн. единиц контрафактной продукции на общую сумму 1,4 млрд. рублей. Согласно приведенным на совещании данным ФТС, число выявленной контрафактной продукции ежегодно увеличивается в два раза.
В числе конкретных предложений в ходе заседания прозвучала такая мера, как оперативная блокировка страниц интернет-магазинов, торгующих контрафактом.
Правообладатели предложили создать саморегулируемую организацию (СРО), членами которой должны стать онлайн-магазины. В эту организацию будут направляться жалобы правообладателей на страницы с контрафактной продукцией в эту организацию. По получении жалобы от вендоров на их интернет-магазин, члены СРО должны будут удалить товар. Если жалоба направляется в адрес магазина, который не является членом организации, то СРО представит страницы на блокировку в Роскомнадзор.
Присутствовавшие на совещании представители бизнеса пожаловались на отказ правоохранительных органов рассматривать заявления о нарушениях в части контрафакта. Как пояснил представитель одной из компаний, страницу с контрафактной продукцией можно заблокировать по решению суда, но эта процедура длительная и дорогостоящая. А для начала необходимо распечатать страницу сайта, нарушающего права, страницу с контактными данными этого же сайта, нотариально их заверить, организовать контрольную закупку в присутствии нотариуса, составить с ним протокол осмотра.
Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян отметил трудность подтверждения контрафактного происхождения товара правообладателями без контрольной закупки. «В данном случае смешано два понятия: контрафакт и «серый» товар, — уточнил он. — Контрафакт — это подделка товара, а «серый» товар — это товар, который был ввезен в Россию нелегальным путем. Потому инициатива по созданию СРО, скорее всего, направлена на борьбу именно с «серым» товаром, который ввозят вне каналов официальных дистрибуторов, и в этом случае ими движет желание заработать на эксклюзивных контрактах».
Президент АКИТ Алексей Федоров обозначил такую проблему, как игнорирование интернет-магазинами обращений правообладателей. Кроме того, как отметил Федоров, если с российскими мошенниками еще можно бороться, то зарубежные мошенники недосягаемы для нашего правосудия.
По мнению представителей компании Ozon.ru, судебный порядок блокировки сайтов должен быть сохранен. Директор юридического департамента Ozon.ru Надежда Белова отметила: «Можно применять блокировку как меру защиты, но при условии обращения правообладателя в суд. Иначе это может быть использовано как метод конкурентной борьбы и вызвать массовую блокировку».
С другой стороны, президент национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов считает проблему распространения контрафакта и неудачной борьбы с ним в интернете надуманной. Он уверен, что создание СРО лоббируется АКИТ, так как именно они метят на место этой организации: «Вскоре такая СРО станет обязательной для всех, кто работает в сфере электронной торговли, кроме того, надо будет платить обязательные членские взносы, какие бы суммы ни были».