Подтверждено законность использования министерствами бренда «Кавказские игры»
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда (ВС) РФ отказала НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества «Кавказские Игры» в удовлетворении иска о запрете Минкультуры и Минспорта РФ использовать словесное обозначение «Кавказские игры», а также изображение, тождественное или сходное до степени смешения с этим товарным знаком, отменив судебные акты по этому делу нижестоящих судов.
22 декабря 2015 года Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ отказал министерствам в жалобах на решение арбитражного суда Москвы от 13 апреля и постановление апелляции от 27 августа 2015 года, которыми было удовлетворено заявление некоммерческого партнерства. С каждого из министерств также было взыскано по 500 тысяч рублей компенсации.
Эти судебные акты министерства просили ВС отменить.
Поводом для судебного спора стало использование ответчиками товарного знака истца при проведении фестиваля «Кавказские игры» в 2010, 2011, 2012 годах.
Истец является правообладателем комбинированного товарного знака, который состоит из словесного элемента «Кавказские игры» и изобразительного — стилизованного изображения двух мифологических героев, держащих чашу с огнем. Знак был зарегистрирован в отношении услуг 41-го класса Международной классификации товаров и услуг, предполагающего воспитание, организацию спортивных и культурно-просветительных мероприятий.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу товарный знак и используемое ответчиком обозначение «Кавказские игры» сходны до степени смешения, что свидетельствует о нарушении исключительных прав истца.
Минспорта РФ иск не признало, сообщив, что осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности организационного комитета по подготовке и проведению ежегодного фестиваля «Кавказские игры». Минкультуры РФ также не признало иск, сообщив, что подготовка и проведение ежегодного фестиваля «Кавказские игры» осуществлялись организационным комитетом, не входящим в структуру органов Минкультуры России и Минспорттуризма России. Министерство также отметило, что оно было ответственным только за культурную программу мероприятия. Кроме того, по информации министерства, истец в лице его генерального директора Арсамакова сам предложил логотип фестиваля, следовательно, товарный знак использовался при проведении фестиваля с согласия правообладателя.
Довод ответчиков о присутствии учредителя и гендиректора истца Исраила Арсамакова на заседании организационного комитета не может, по мнению суда, подтверждать согласия истца на использование спорного обозначения, поскольку указанное лицо присутствовало на заседании в качестве физического лица, а не в качестве представителя истца.
В определении говорится, что запись о создании НП «Кавказские Игры» была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 15 июля 2008 года. Суд отметил, что в названии, которое было зарегистрировано в 2008 году, уже упоминается название фестиваля. На протяжении 2008 — 2010 годов изображение, созданное творческим трудом Арсамакова, неоднократно публично демонстрировалось и иным образом использовалось истцом, в том числе на мероприятиях при поддержке органов государственной власти субъектов РФ.