Любая композиция может быть признана плагиатом – возможные последствия прецедентного решения
Как сообщалось ранее, в Мосгорсуд было подано исковое заявление лидера группы Space Дидье Маруани к ООО «ФИЛИПП КИРКОРОВ ПРОДАКШН» и SONY MUSIC ENTERTAINMENT о взыскании компенсации за нарушение авторских прав в размере 75 миллионов рублей.
В иске указывается, что песня «Жестокая любовь», написанная Олегом Попковым и исполненная Киркоровым, является переработкой песни Дидье Маруани «Symphonic Space Dream».
Заявление было возвращен заявителю по формальным причинам.
Также сообщалось о намерениях заявителя направить исковое заявление в американский суд. «Мы взаимодействуем с коллегами из США, в рамках подготовки к разбирательству уже собраны доказательства, подтверждающие факт плагиата, осталось получить документы, которые позволят установить сумму исковых требований и обосновать ее», — пояснил российский юрист ИгорьТрунов, представляющий интересы Дидье Маруани.
Как отмечает Российское агентстве правовой и судебной информации (РАПСИ), рассмотрение иска против Киркорова (особенно в США) обретает принципиально важное значение.
Прецедентное решение, вынесенное полтора года назад в США, когда была признана плагиатом песня, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки, может иметь далеко не однозначные последствия.
С одной стороны, последовательное признание плагиатом всех подозрительных совпадений даст возможность сформировать более-менее единообразную практику в одном из наиболее спорных и неоднозначных правовых вопросов.
С другой стороны, за прошедшие полтора года судьи уже должны были осознать последствия, которые может иметь прецедентное применение этого решения. С точки зрения гармонизации правового поля в шоу-бизнесе логичной может стать попытка уравновесить прошлогоднюю эскалацию рядом последовательных отказов авторам в сомнительных случаях нарушения их прав.
Сложность и неоднозначность вопроса защиты авторских прав в популярной музыке и практики его решения может быть наглядно продемонстрирована следующими яркими историями с легендарными исполнителями.
После выхода дебютного альбома Led Zeppelin американский журнал «Роллинг стоун», не проводя экспертизу на плагиат, обвинил группу в том, что они использовали в своей «Black Mountain Side» тему песни шотландского фолк-музыканта Берта Янша «Black Water Side». Сам Янш при этом утверждал, что сам лишь написал вариацию на тему народной мелодии. «Роллинг стоун» также утверждал, что аккорд в «Your Time Is Gonna Come» украден из песни «Dear Mr. Fantasy» группы Traffic. Суд дело к рассмотрению не принял, а гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж сообщил, что народную мелодию ему показала та же фольклористка, что и Яншу. Лидер же Traffic Стив Уинвуд просто высмеял журнал.
В 1994 году Майкл Джексон был признан итальянским судом виновным в плагиате у итальянского композитора Альбано Карризи. Интересно, что вывод суда о том, что Джексон, по сути, лишь переименовал песню Карризи 1986 года «I Cigni de Balaka» в «Will You Be There», основывался на показаниях музыковеда (им была проведена экспертиза на плагиат) Лучано Чаилли, который, как выяснилось позже, был глух на одно ухо и имел большие проблемы с музыкальным слухом. В результате апелляции, поданной адвокатами Джексона, суд Милана в 1997 снял с певца обвинение. Но самое главное в этой истории, что этот же суд вскоре возбудил дело против самого Карризи по обвинению в краже мелодии из джазовой композиции 1939 года «Bless You (For Being An Angel)» Лейна и Бейкера.
Интересно, что в 2000 году уже была предпринята попытка, очень напоминающая сегодняшний поворот в интерпретации авторских прав. После выхода дебютного альбома Coldplay «Parachutes» сразу несколько известных английских музыкантов, популярных в семидесятые (Кевин Эйерс, Эл Стюарт, Роберт Уайатт и др.) заявили, что Coldplay «эксплуатируют не только ходы и приемы групп т.н. «Кентерберийского направления» рока, но и пользуются темами и мелодиями конкретных песен». Крис Мартин подтверждал, что Coldplay действительно похожи на множество других групп одновременно, однако отрицал наличие в данном факте своей вины. «В чем наша вина? – спрашивал он. — В том, что не даем в выходных данных каждой песни ссылки из ста пунктов на тех, кого мы любим и уважаем? Это не выход: нет ни одной песни, которая не напоминала бы какую-то другую — иначе как музыкальные журналисты могли бы описывать музыку новичков?» Тогда дело до суда не дошло, и, возможно, именно благодаря этому целое десятилетие затем прошло под знаком успешного творческого переосмысления музыкальных стилей прошлых десятилетий самыми разными исполнителями по всему миру.
А в 2006 году произошел знаменательный случай, демонстрирующий, до какого абсурда может довести излишне трепетное отношение к защите авторских прав. Бывший продюсер известной в восьмидесятые годы рэп-группы 2 Live Crew обвинил звезду хип-хопа 50 Cent в плагиате. По его словам, рэппер украл строчку из композиции Лютера Кэмпбелла 1994 года «It’s Your Birthday» и использовал ее в своем сингле 2002 года «In Da Club». Дело было принято судом к рассмотрению, однако, когда судья узнал, что строчкой, о которой идет речь, была фраза: «Это твой день рождения», то оштрафовал истца за издевательство над судом на 50 тысяч долларов, которые велел заплатить The Beatles, у которых в песне «Birthday» 1968 года тоже есть фраза «It’s Your Birthday».
Справедливости ради необходимо заметить, что случаи плагиата далеко не всегда доходят до суда. В частности, схожесть куплетов сингла «Dani California» 2006 года от Red Hot Chili Peppers и песни 1993 года Тома Петти «Mary Jane’s Last Dance» не вызывает сомнений ни у кого — даже ведущие радиостанций призывали Петти подать в суд на современников и провести экспертизу на прлагиат, предоставляя в доказательство обличительный микс двух песен. В ответ Петти заявил, что многие песни в рок-н-ролле звучат похоже, в чем он не видит злого умысла.
Итак, сегодня проблема защиты авторских прав со всей очевидностью нуждается в более четком критерии, чем «общее ощущение» и детали аранжировки.