В споре о незаконном использовании персонажей необходимо доказать, что они являются самостоятельным результатом интеллектуальной деятельности
На сайте Журнала Суда по интеллектуальным правам (СИП) опубликована информация о признании судебных актов по делу о нарушении исключительных прав на товарные знаки и персонажей законными.
ООО «Студия анимационного кино «Мельница» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к ИП Лоскутову Сергею Александровичу с требованием о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки в размере 80 тыс. руб. и компенсации за нарушение авторских прав на персонажи анимационного сериала «Барбоскины»: «Малыш», «Роза», «Лиза», «Папа», «Мама», «Дед» в размере 60 тыс. руб.
Арбитраж удовлетворил исковые требования в части взыскания компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки и разрешил вопрос о судебных расходах, в удовлетворении иных исковых требований отказал. Апелляционная инстанция поддержала решение суда первой инстанции.
Студия «Мельница» обратилась в СИП с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на нарушение и неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просила отменить принятые по делу судебные акты в части отказа во взыскании компенсации за незаконное использование персонажей и отправить дело на новое рассмотрение.
СИП оставил без изменения судебные акты, которыми взыскана компенсация за нарушение исключительных прав на товарные знаки и персонажей. Кассационная инстанция пришла к выводу о доказанности факта нарушения предпринимателем соответствующих исключительных прав общества представленными в материалах дела доказательствами. Кроме того, суд отметил, что размер взысканной компенсации отвечает принципам разумности, справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения.
СИП высказал свою позицию по вопросу взыскания компенсации за незаконное использование персонажей произведения, отметив, что принадлежность персонажа к объектам авторского права обусловлена тем, что он по своему характеру является самостоятельным результатом творческого труда и может использоваться независимо от самого произведения в целом. Поэтому в каждом случае следует устанавливать наличие признаков, позволяющих сделать такой вывод. Суд считает обязанностью истца доказать, что персонаж соответствует указанным критериям.
В ходе рассмотрения спора суд предложил истцу представить документальное и правовое обоснование наличия у персонажей соответствующих признаков, а также запись аудиовизуального произведения с их участием. Но истец не выполнил этого требования, так как полагал, что договоры заказа на создание изображений персонажей являются достаточными доказательствами.