СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

ВС проанализировал судебную практику по защите избирательных прав

18 Августа 2016

На основе анализа судебной практики по защите избирательных прав и, в частности, правил предвыборной агитации кандидатов, Верховный суд (ВС) РФ указал на запрет использования в предвыборных кампаниях изображения кубинского команданте Че Гевары.

При рассмотрении жалобы избирательного объединения, поводом к которой выступило использование в агитационных материалах кандидатов фотографий и постеров с изображением Че Гевары, ВС указал на недопустимость агитации, нарушающей законодательство РФ об интеллектуальной собственности. В обзоре судебной практики отмечается: «Судом установлено, что произведения являются объектами авторского права и впервые обнародованы за пределами Российской Федерации при жизни их авторов – иностранных граждан А.Корда и Д. Фицпатрика, авторские права которых, в том числе право авторства, имя автора, неприкосновенность произведения, подлежат защите. В настоящее время право на фотографию с изображением Че Гевары принадлежит дочери Д. Корда, используется в сотрудничестве с правительством Кубы и защищено торговой маркой».

Судебная коллегия признала необоснованным  довод избирательного объединения о том, что в агитационных материалах использован исключительно образ Че Гевары как общепризнанный символ свободы, независимости и борьбы за справедливость, а фотография и постер с его изображением фактически являются общественным достоянием, так как широко распространены: «Сама по себе популярность названных произведений А. Корда и Д. Фицпатрика не свидетельствует о том, что они являются общественным достоянием, поскольку по смыслу статей 7 и 18 Бернской конвенции, произведение может стать общественным достоянием вследствие истечения срока охраны… такие сроки охраны в отношении названных произведений на момент их использования и рассмотрения дела не истекли».

ВС также пришел к выводу, что изображение рубиновых звезд на агитационных плакатах и листовках не нарушают законодательство об интеллектуальной собственности, а потому может быть использовано в предвыборной кампании. Кроме того, ВС указал, что изображение в агитационных материалах фотографий памятников архитектуры — храмов и монастырей —  не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности.

При рассмотрении жалобы на использование политиком фрагмента с «Яндекс.Карт» суд отметил, что, использование кандидатом в агитационном печатном материале объекта авторских прав само по себе не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности. Суд отметил: «Использование названного фрагмента носит информационный характер и не имеет цели побудить голосовать за кандидата либо против иных кандидатов. С учетом того, что Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N209-ФЗ «О геодезии и картографии» картографическое произведение отнесено к объектам авторских прав, между правообладателем и кандидатом заключен договор, по условиям которого передано авторское право на использование фрагмента карты центральной части города в определенных договором границах».

Проанализировав вопрос о возможности проведения бесплатных публичных мероприятий кандидатами в депутаты, ВС пришел к выводу, что если в их ходе избирательное законодательство, в частности,  п. 2 статьи 56 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года N67-ФЗ, который запрещает кандидатам при проведении предвыборной агитации осуществлять подкуп избирателей, не нарушается, то политики могут использовать такие способы общения с избирателями.

ВС отметил, в частности, что не может быть расценен как подкуп избирателей агитационный материал в виде приглашения на фотовыставку, поскольку из содержания приглашения не следует каких-либо обещаний предоставить им материальные блага либо услуги в случае голосования за кандидата.

Может быть интересно

Наверх