СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Первый аккордион

04 Февраля 2016
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
10 000

[su_accordion]
[su_spoiler title=»1. Что такое товарный знак?» style=»fancy»] Товарный знак – это средство индивидуализации товаров, работ и услуг. Проще говоря, это логотип компании, который размещается на товарах и вывесках для того, чтобы покупатели и клиенты могли узнать полюбившейся им товар или магазин/салон. [/su_spoiler]
[su_spoiler title=»2. Для чего нужно регистрировать товарный знак?» style=»fancy»] Регистрация товарного знака даёт правообладателю исключительное право на использование логотипа любым не запрещённым законом способом (в том числе на этикетках, упаковках товаров, на документации, в рекламе, в доменном имени и так далее).
Никто не имеет право использовать товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение без разрешения правообладателя под угрозой крупных штрафов (до 5 миллионов рублей) и привлечения к уголовной ответственности (до 6 лет лишения свободы).[/su_spoiler]
[su_spoiler title=»3. Как подобрать классы товаров и услуг для регистрации товарного знака?» style=»fancy»] Товарный знак регистрируется и охраняется не для всего спектра товаров и услуг, а лишь в отношении тех групп, которые выбрал заявитель при подаче заявки.
Все товары и услуги, в отношении которых может быть зарегистрирован товарный знак, сгруппированы в 45 классов и закреплены в Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Действующий перечень классов товаров и услуг всегда можно скачать с официального сайта ФИПС Роспатента. Он занимает несколько сотен листов и содержит в себе тысячи товаров и услуг от агар-агара и азота до услуг телохранителей. Вы можете пролистать классификатор и выбрать необходимые товары и услуги самостоятельно или доверить это дело нам – подбор классов МКТУ бесплатен для наших клиентов.[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»4. На какой срок регистрируется товарный знак?» style=»fancy»] Товарный знак регистрируется на 10 лет. По истечении этого срока товарный знак не нужно регистрировать заново – его будет необходимо лишь продлить, заплатив пошлину в бюджет. Количество таких продлений не ограничено, в связи с чем товарный знак может существовать бесконечно долго и приносить доход своему правообладателю. [/su_spoiler]

[su_spoiler title=»5. Можно ли зарегистрировать товарный знак самостоятельно?» style=»fancy»] Это возможно. Любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может подать заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно. Вместе с тем, это сопряжено с целым рядом негативных последствий. По статистике Роспатента каждая четвёртая заявка отклоняется в связи с неправильным оформлением документов или из-за несоответствия заявленного обозначения условиям охраноспособности. Всех этих проблем можно избежать, если довериться профессионалам. В конце-концов, вы же не пытаетесь, например, вырвать себе зуб или собрать автомобиль самостоятельно. [/su_spoiler]

[su_spoiler title=»6. Существует ли ускоренная регистрация товарного знака?» style=»fancy»] Срок регистрации товарного знака установлен нормативными актами и составляет от 12 до 18 месяцев. Если вам предлагают ускоренную регистрацию товарного знака за несколько месяцев – знайте, перед вами мошенники. Маловероятно, что в итоге вы добьётесь своей цели и зарегистрируете товарный знак.[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»7. Какие обозначения не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака?» style=»fancy»]

Закон устанавливает основания для отказа в регистрации товарного знака.

На основании статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков следующие обозначения:

  1. Обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящих только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

2) являющихся общепринятыми символами и терминами;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

  1. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с

1) государственными символами и знаками (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

2) сокращенными или полными наименованиями международных и межправительственных организаций, их флагами, гербами;

3) официальными контрольными, гарантийными или пробирными клеймами, наградами.

  1. Обозначений, представляющие собой или содержащие элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

  1. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
  2. Обозначений, позволяющие идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории другого государства (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.
  3. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.

  1. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, а также с обозначением, заявленным на регистрацию в качестве такового до даты приоритета товарного знака.
  2. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
  3. Обозначения, тождественные:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.[/su_spoiler]

[su_spoiler title=»8. Могу ли получать дополнительный доход от товарного знака, выдавая лицензии и франшизы?» style=»fancy»] Да, конечно. Помимо использования товарного знака самостоятельно вы можете заключать лицензионные договоры с партнёрами и получать процент с продаж (роялти) или фиксированные выплаты. Это одно из преимуществ, которые даёт зарегистрированный товарный знак. Однако следует помнить, что предоставление права использования по лицензионному договору на товарный знак подлежит обязательной регистрации в Роспатенте и договор вступает в силу только после такой регистрации. [/su_spoiler]

[su_spoiler title=»9. Можно ли обжаловать отказ в регистрации товарного знака?» style=»fancy»] Несомненно. К сожалению, эксперты Роспатента не застрахованы от ошибок. За много лет нам приходилось встречать и необоснованные отказы, и незаконные запросы. Бывали прецеденты и когда по товарным знакам одной и той же серии одни эксперты выносили решения о регистрации, другие отказывали по абсолютным основаниям. В большинстве случаев, если вы уверены в своей правоте – вы можете успешно обжаловать незаконные действия эксперта посредством жалоб руководству Роспатента и в Палату по патентным спорам. В свою очередь, решения Палаты по патентным спорам могут быть обжалованы в Суде по интеллектуальным правам. [/su_spoiler]
[/su_accordion]

Может быть интересно