СМИ «Вестник Национального бюро экспертизы интеллектуальной собственности»

Зарегистрированное средство массовой информации (свидетельство Роскомнадзора №ФС77-66781 от 08 августа 2016 г.)

Позиция СИП: для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя

05 Марта 2018
Уникальный
медиа-проект
Новости
интеллектуальной
собственности
доступным языком
Нас уже
15 000

22 декабря 2017 года Суд по интеллектуальным правам (СИП) РФ отказал в признании незаконным решения Роспатента об удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку «МАСКА-НЕВИДИМКА».

Индивидуальный предприниматель обратился в СИП с заявлением о признании незаконным решения Роспатента, принятого по результатам рассмотрения возражения ОАО «РОТ ФРОНТ» против предоставления правовой охраны товарному знаку «МАСКА-НЕВИДИМКА».

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что спорный товарный знак является неделимым словосочетанием «МАСКА-НЕВИДИМКА» и семантически нейтральным относительно указанных в свидетельстве на товарный знак товаров 30-го класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), не несет прямого указания на качество товара, его изготовителя или место происхождения, а значит, не является ложным, следовательно, не может ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров.

По мнению заявителя, регистрация данного товарного знака не противоречит пункту 3 статьи 6 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 № 3520-1, поскольку для вывода о возможности введения потребителей в заблуждение необходимо установить возникновение (и сохранение) у потребителей стойкой ассоциативной связи между самим товаром и его предшествующим производителем.

По мнению предпринимателя, сам по себе факт использования обозначения до даты подачи заявки на товарный знак иным производителем не свидетельствует о возможности введения потребителя в заблуждение относительно производителя товара, поскольку конфеты «МАСКА» выпускались кондитерской фабрикой «Алтай» с 1989 года, а также выпускались с 1967 года различными производителями. В связи с чем предприниматель полагает, что обозначение «МАСКА» потеряло свою различительную способность, и производство продукции под этим названием не имеет четкой ассоциации с фабрикой, принадлежащей ОАО «РОТ ФРОНТ».

Предприниматель также считает, что представленные обществом в Роспатент доказательства об использовании обозначения «МАСКА» не содержат сведений о самом товаре, который был маркирован спорным обозначением, и его истории использования в гражданском обороте, а утверждение ОАО «РОТ ФРОНТ» о том, что наименование кондитерской продукции под наименованием «МАСКА» вызывает в сознании потребителя представление о конкретном изготовителе данной продукции, а именно о фабрике заявителя возражения, существенно преувеличено, и не соответствует действительности.

Кроме того, по мнению предпринимателя, факт отсутствия введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров свидетельствует о том, что индивидуализирующая способность слова «МАСКА» снижена за счет его частого использования различными лицами для маркировки, в том числе и товаров 30-го класса МКТУ в различных товарных знаках. При этом отсутствие ввода потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров подтверждается, по мнению предпринимателя, проведенным по его заказу социологическим исследованием, которое показало, что подавляющее большинство потребителей полагают, что товары под обозначением «МАСКА-НЕВИДИМКА» производились, и производятся не ОАО «РОТ ФРОНТ». Данное обстоятельство подтверждается еще и тем, что оспариваемый и противопоставленный товарные знаки сосуществуют на рынке более 10 лет.

СИП отклонил доводы предпринимателя, подтвердив, что спорный товарный знак, зарегистрированный для кондитерских изделий, может ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара.

Фабрика, принадлежащая ОАО «РОТ ФРОНТ», уже длительное время (еще с 1943 г.) производит шоколадные конфеты «МАСКА». Ей принадлежит одноименный товарный знак. Благодаря интенсивному использованию, обозначение «МАСКА» приобрело в России широкую известность в отношении конфет, выпускаемых фабрикой.

Таким образом, СИП пришел к выводу, что продукция под товарным знаком «МАСКА-НЕВИДИМКА» может ассоциироваться у конечного потребителя не с действительным правообладателем, а с фабрикой «РОТ ФРОНТ».

Предприниматель, не согласившись с вынесенным СИП решением, обратилась с кассационной жалобой, которая оставлена без движения до 22 марта 2018 года.

С подробной информацией о ходе рассмотрения данного дела можно ознакомиться в соответствующей карточке дела в картотеке арбитражных дел.

Может быть интересно

Наверх