Рерайт 207 03
Мар

Агрегаторы новостей как журналистика будущего

Недавно в Госдуму были внесены поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ) и к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации». После принятия поправок у новостных агрегаторов появится обязанность «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации».

В законодательство вводится новое понятие: «новостной агрегатор», под которым понимаются Интернет-ресурсы, собирающие, обрабатывающие и распространяющие информацию. Роскомнадзор будет вести реестр агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн. в сутки. Обязательное условие для их функционирования в Рунете – новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в нем допускается в размере не более 20%.

Под действие проекта могут подпасть до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др.

Проект вводит внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Предусматривается ответственность в виде штрафов от 400 тыс. руб. для физических лиц и до 5 млн. руб. для юридических лиц, которая будет налагаться на агрегатора, не убравшего по требованию Роскомнадзора недостоверную информацию.

По словам главы комитета Госдумы по информационной политике Леонида Левина, вынесение законопроекта на обсуждение в рамках экспертного совета планируется во второй половине марта.

Эксперты полагают, что вариант, при котором основной документ будет отклонен, не исключен, но при этом прописанное определение понятия «агрегатора информации» будет узаконено отдельной поправкой к уже действующему законодательству.

Такую перспективу доказывает намерение легализовать данное определение со стороны главы Роскомнадзора Александра Жарова. По его словам, «агрегатор информации – это просто новая ниша в экономике, структура, которая агрегирует контент других средств, упаковывает и распространяет. Вот у нас такого понятия нет».

Основная идея законопроекта заключается в требовании избирательного подхода к информации со стороны «новостных агрегаторов», которые либо должны перепечатывать только авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести полную журналистскую ответственность за ссылки на подозрительные источники.

Идея получает различные оценки экспертов и заинтересованных лиц.

В частности, пресс-служба «Яндекса» обращает внимание, что, поскольку «полные тексты новостей агрегатор «Яндекса» не публикует – читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров, «Яндекс.Новости» объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию».

Как полагают представители «Яндекса», в повторном лицензировании заголовков на главной странице, которые уже являются продуктами лицензированных СМИ, нет необходимости.

Эту точку зрения поддерживает адвокат Александр Глушенков, который отмечает, что «по закону о СМИ, если первично информация опубликована в СМИ, то не требуется проверка при последующем распространении этой информации, при условии ссылки на первоначальное издание». Именно так и происходит работа новостных агрегаторов: она все «дают ссылки на первичное размещение материалов, опубликованных действующими СМИ».

С другой стороны, представители «Рамблера» заявляют, что не видят в законопроекте проблемы, и для них с принятием проекта ничего принципиально не поменяется. По их словам, сервис «Рамблер.Новости» всегда стремился предоставлять актуальную картину дня, составленную только из качественных и проверенных временем источников, и планирует делать это и в будущем.

Минкомсвязи настроен против законопроекта. «Мы этот законопроект не видели, к нам он официально не поступал, и эта идея нам не нравится. Считаем, что если довести эту идею до логического конца, то с таким же успехом к СМИ можно приравнять и газетные киоски. Мы же видим в витрине киоска обложки газет и журналов, и можем прочитать на них заголовки новостей — чем не новостной агрегатор?», — заявил замглавы ведомства Алексей Волин.

Как поясняет один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко, «в том же «Яндексе» была масса примеров, когда новости, которые формируются в первой пятерке и, собственно, создают определенное настроение пользователей, висела не соответствующая действительно новость в той редакции, которая была распространена в Интернете».

Эксперты считают, что государство, приравнивая агрегатор к СМИ, добьется установления некой негласной цензуры. Правовое урегулирование способа формирования топов позволит превратить их в абсолютно достоверное, полноценное СМИ.

Косвенным доказательством стремления надзорных органов «очистить» поисковики от непроверенных источников информации является вынужденное решение «Яндекса» закрыть такой популярный ресурс, как специализированный поисковик по блогам.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, решение владельцев некоторых крупнейших поисковых систем отказаться от новостных агрегаторов способно сократить трафик ведущих электронных СМИ до 30%.

      x

      Напишите нам письмо

      x

      Спасибо!

      Наш оператор свяжется с вами в
      ближайшее время

      Предоставляя сведения пользователь даёт согласие на использование персональных данных